Очень часто люди интересуются у юристов, адвокатов и даже в интернете различными нюансами из сферы раздела имущества. Нередко и в редакцию приходят письма с вопросами. Ведь для многих расставание с человеком, с которым он прожил много лет, — настоящая трагедия. И в переживаниях можно не учесть ряд нюансов, оставшись в итоге без имущества и у разбитого корыта.

”МК-Эстония” рассмотрела пять распространенных случаев из жизни, и вместе с присяжным адвокатом Евгением Твердохлебовым мы попытались разобраться, на что имеет право муж или жена в той или иной ситуации.

”Мы с женой все время жили в квартире, которая принадлежала теще. Я на протяжении 20 с лишним лет платил за квартиру и ремонт. А потом жена заявила, что я перестал ее устраивать, она нашла другого. И подала на развод. Мне друзья говорят, что я могу отсудить у нее часть квартиры. Но квартира же — тещина! Вот скажите: имею ли я в данном случае право на часть недвижимости, в которую я вкладывался много лет, или хотя бы на денежную компенсацию?”

Владимир.

Присяжный адвокат: Для ответа на этот вопрос нужно знать, как происходило заключение соглашения с матерью жены, какой именно ремонт и на какую сумму был сделан и какую долю это составляет от стоимости квартиры. Если удастся установить, что был заключён компанейский договор, например, между матерью жены и супругами, то муж имеет право требовать его прекращения и раздела имущества компаньонов.

О компанейском договоре можно говорить, если вам удастся доказать в суде, что вы делали сравнимые вклады и изначально у вас были общие цели — например, купить квартиру, обустроить ее и жить там вместе.

”Мой папа 30 лет жил с женщиной намного себя старше. У нее были свои дети, общих детей у них не было, в браке отец и эта женщина тоже не были. Он очень много помогал ей и ее детям, всю зарплату отдавал в ту семью. У них была квартира и убитая дача, он привел все в порядок, ремонт, обстановка, сделал из недвижимости конфетку. Потом они выпили из него все соки, и он умер. На похоронах дети этой женщины смотрели на меня волком. Они очень боятся, что я буду претендовать на эту квартиру и дачу. Неужели у меня есть для этого какие-то основания?”

Анжелика.

Присяжный адвокат: Если дочь мужчины сможет доказать общую экономическую цель и сравнимые по величине взносы, то опасения детей данной женщины оправданы. (См. рядом информацию про компанейский договор).

”Мы женаты, живем в квартире свекрови уже 20 лет, двое детей. Обязанности поделили так: муж покупает продукты на всю семью, я плачу за квартиру. Иногда тоже хожу в магазин, но в основном закупается все же он. Недавно он оставил ноутбук открытым, и я случайно узнала, что у него есть любовница. Хочу развестись, но по факту идти мне с детьми некуда. В банке

кредит мне на покупку недвижимости не дают. Я столько лет платила за эту квартиру, неужели я на нее никаких прав не имею?”

Марина.

Присяжный адвокат: Если оплачивались только платежи, связанные с проживанием в квартире, то претендовать на часть квартиры она не может.

Случайно выяснившаяся любовница у мужа — причина не для развода, а для обращения к психологу. Особенно если жену всё другое устраивало уже 20 лет, и идти ей с детьми некуда. Вместе с психологом нужно будет решить, что делать. И только если с помощью психолога будет принято взвешенное решение о разводе, тогда и стоит этим заниматься.

”Мы с моим молодым человеком 9 лет назад решили жить вместе. Год снимали, потом он сказал, что у него есть оставшаяся от отца квартира, но она была в совершенно убитом состоянии, и там не было вообще никаких условий для комфортного проживания. Мы взяли кредит, отремонтировали ее и стали там жить. Я платила по кредиту и коммунальным счетам, он покупал еду. Прожили так 8 лет, родились дети, все было вроде хорошо. Потом сильно поругались, он сказал, что не хочет больше вместе жить и чтобы я с детьми искала себе новое место жительства. Мама мне говорит, что я могу претендовать на какую-то часть от недвижимости мужчины. Но мы же не были в браке. Так ли это?”

Маргарита.

Присяжный адвокат: Если удастся доказать общую экономическую цель и сравнимые по величине взносы, то да. Более точно можно будет ответить только после изучения всех обстоятельств.

”У моей сестры такая ситуация: они с мужем много лет жили в квартире. Записана она была на мужа. Квартира не была в совместной собственности, общих детей у них не было — были только его дети от первого брака. Когда муж умер, выяснилось, что наследники первой очереди — его трое детей от первого брака. И сестре по закону полагается лишь 25% от всей квартиры. Дети сказали, что хотят ее выселить. Но другого жилья у нее нет и предложенных ей денег (25% от стоимости квартиры) не хватит, чтобы купить ей другое жилье в Таллинне. Что ей делать-то на старости лет, неужели она совсем на эту недвижимость не имеет никакого права?”

Виктор.

Присяжный адвокат: Каждый из сонаследников имеет право в любое время, не объясняя причин, требовать прекращения общей собственности. Но в некоторых случаях суд может отказать в иске, если человека ставят в явно несправедливое положение. По-моему, если женщина уже в возрасте и потеряла мужа, то не очень красиво ещё и лишать её жилья, к которому она привыкла за много лет. Поэтому тут можно было бы задуматься: ”А не стоит ли другим собственникам подождать с разделом?” Конечно, если нет других обстоятельств, оправдывающих такую спешку.

Что же касается вопроса, где ей жить, то она может снять себе квартиру, и если ей не будет хватать денег, то можно обратиться в местное самоуправление для получения пособия. Местное самоуправление может не только частично оплачивать ежемесячные платежи, но и возместить плату маклеру и первый взнос.

Что же делать, если вы после прочтения данной статьи обнаружили, что у вас было законное право на недвижимость, которая принадлежала официально другому человеку? Если она не продана третьим лицам, то идти к адвокату и узнавать о своих возможностях.

”Расходы на юристов в имущественных делах обычно довольно малы по сравнению с тем, что человек может получить или потерять, — говорит Евгений Твердохлебов, — поэтому платные консультации оправдываются. Если же у человека нет средств для оплаты правовой помощи, то, заполнив бланк в канцелярии суда, он может получить адвоката за счёт государства”.

Компанейский договор или нет?


Различные споры по поводу имущества в суде — не редкость. В 2015 году Госсуд создал прецедент, и теперь стало возможным признавать совместным имуществом недвижимость, зарегистрированную на имя только одного человека, но по сути являющуюся общей.

Таким образом, даже если вы купили, например, дом до брака и были внесены в Крепостную книгу как единоличный собственник, теперь на ваше имущество могут претендовать и другие лица — если они улучшали интерьер, покупали туда что-то или по-другому вкладывались в вашу недвижимость, но только если будет доказана общая экономическая цель и сравнимые по ценности взносы.

Новые возможности появились у людей, которые не живут в официальном браке. Зачастую после расставания кто-то из них остается обделен, поскольку имущество в таких случаях делится не поровну, а исходя из того, кто записан в качестве собственника.

Яркий пример: люди решают жить вместе и покупают квартиру. Берут кредит, оформляют договор купли-продажи, но владельцами записывают не двоих, а лишь кого-то одного из них — по договоренности. Живут в этой квартире несколько лет, покупают туда мебель и технику, делают ремонт… А потом оказывается, что после расставания квартира с ремонтом и обстановкой достается только одному из них, а второй остается ни с чем.

Такой ситуации теперь можно избежать, если вам удастся доказать в суде, что вы делали примерно такие же вклады в выплату кредита, приобретение обстановки или ремонт, как и ваш партнер. И изначально у вас были общие цели — купить квартиру, обустроить ее и жить там вместе.

”В данном случае в качестве доказательства в суде могут служить переписка, смс, показания свидетелей, диктофонные записи разговоров и другие документы, — отмечает присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex. — Главное, чтобы партнер там писал, что он собирается там жить с вами вместе или обсуждал совместные экономические планы касательно данного имущества. Так что я настоятельно советую на всякий случай не стирать переписку, смс и прочее, чтобы в случае чего была возможность доказать свою правоту в суде”.

Присяжный адвокат подчеркивает: это распространяется только на те случаи, когда оба партнера делали действительно равноценные вклады в приобретение и улучшение недвижимости. А не так, что один купил квартиру, а другой — ручку для двери в эту квартиру.

Вклады при этом могут быть и нематериального характера: например, один зарабатывает деньги и покупает стройматериалы, а другой — шпатлюет, красит и стелет полы, чтобы сэкономить на оплате труда наемных рабочих. Такой вклад тоже может быть засчитан.

”Таким образом, защищены оказываются в том числе люди, которые по каким-то причинам не вступили в брак, если удастся в суде доказать, что между ними был заключен компанейский договор.

Это такой договор, который регулирует часть 7 Обязательственно-правового закона — то есть ситуация, когда двое или несколько лиц договариваются об общей цели и делают для ее достижения денежные и неденежные взносы. Неденежные взносы могут быть в виде каких-либо вещей, услуг, информации и т. п. Например, суд признавал заключением компанейского договора ситуацию, когда сожители совместно пристраивают этаж дома и совместно несут расходы”, — отмечает Евгений Твердохлебов.

Заключить такой договор можно в любой форме, в том числе — невербальной. То есть можно не говорить об этом ни слова, но вести себя так, что суд впоследствии посчитает, что вы выразили свою цель поведением.

”Например, вы предоставили определенное имущество своему сожителю, содействовали ему в чем-то или выделяли деньги для определенной деятельности. Даже ежемесячные взносы куда-либо могут быть расценены судом как заключение и следование компанейскому договору”, — подчеркивает присяжный адвокат.

Евгений Твердохлебов отмечает: имущество, приобретенное в общих экономических целях, считается совместным имуществом компаньонов. То есть собственниками будут считаться

все участники этого договора, и каждый из них будет собственником всей вещи совместно с другими, а доли их собственности не будут определены.

”Это означает, что ни один из них не сможет продать свою долю. Такая ситуация может возникать в разного рода отношениях, например, и в случае предпринимательства, и в случае зарегистрированного или незарегистрированного сожительства. Участниками компанейского договора могут быть как незарегистрированные сожители, так и супруги, выбравшие в общем режим раздельного имущества, но потом заключившие по какому-то вопросу компанейский договор. А также, например, родители супругов, дети или иные лица”, — перечисляет присяжный адвокат.

Таким образом, даже если вы просто варили суп или мыли полы в не принадлежащей вам недвижимости и делали это регулярно на протяжении долгого периода времени для достижения общей с хозяином недвижимости цели — вы впоследствии можете претендовать на часть данной недвижимости, если вклады будут экономически соизмеримы.

Важные детали


Если вы хотите потребовать себе часть недвижимости на основании компанейского договора, есть ряд нюансов, о которых следует помнить.

1. Сожительство мужчины и женщины само по себе не приравнивается к заключению компанейского договора. То есть, если установлено, что люди жили вместе и вели общее хозяйство, но не будет доказано заключение компанейского договора, то следует исходить из предположения, что компанейского договора не было. Иначе говоря, автоматически одно из другого не следует, и в суде нужно будет доказывать наличие такого соглашения.

Например, добавляет присяжный адвокат Евгений Твердохлебов, таким доказательством может быть внесение существенных и сравнимых по величине взносов для приобретения или улучшения вещи, а также наличие общей воли, направленной на создание общей материальной ценности надолго.

2. Если заключение компанейского договора будет доказано, то это не всегда будет означать, что приобретенное имущество станет общим. Компаньоны могут договориться, что у них не будет совместного имущества вообще, а они или приобретают вещь в долевую собственность (каждый может распоряжаться своей долей), или собственником будет считаться только один из них, а другие смогут пользоваться в совместных интересах. Такие варианты возможны на основании отдельного соглашения, которое тоже надо доказывать. Если же доказательств нет, то будет считаться, что приобретенное имущество является общим.

3. Даже если вещь приобрели на имя только одного из компаньонов, это не мешает тому, что вещь впоследствии признают общей, то есть принадлежащей всем компаньонам, и разделят ее между всеми в равных или неравных долях. Это, в частности, касается и недвижимости.

”То есть даже запись в Крепостной книге о том, что собственник у вещи — такой-то человек, не исключает впоследствии ситуации, что вещь поделят между теми, кто в Крепостную книгу в качестве собственника внесен не был. Этот прецедент позволяет защитить интересы тех, кто делал существенные вклады для достижения общей цели, а результат совместной деятельности не получил, так как он достался другим компаньонам”, — говорит присяжный адвокат.

Поделиться
Комментарии