”13 декабря в нашем доме у дедушки двумя этажами ниже на плите сгорела еда, — рассказывает Натали. — В подъезд из его квартиры просочился запах горелого. Соседи вызвали спасателей, и один из них указал почему-то на мое окно спальни, где висела белая москитная сетка. Он принял ее за дым. Хотя ни дыма, ни огня из моей квартиры не было, спасатели выломали мою дверь и лишь потом позвонили мне. Ущерб нанесен на сумму в 1525 евро, и они наотрез отказываются его компенсировать”. Спасательный департамент своей вины не видит, и женщина была вынуждена обратиться в суд.

Натали рассказывает, что сама она сейчас живет и работает не в Таллинне, а эта квартира в столице временно не используется.

”На момент происшествия там не было ни одного электроприбора, — говорит она, — а кухонная техника была отключена от сети, и гореть там попросту нечему! Тем не менее, на основании предположений одного соседа, который работает в основном в Финляндии и сюда приезжает изредка на выходные, спасатели нанесли мне ущерб и теперь отказываются его компенсировать и как-то свою ошибку признавать”.

Что сказал сосед?

В тот день, 13 декабря, около 13 часов дня женщине поступил звонок с настольного телефона. Звонок длился всего 7 секунд, и Натали говорит, что просто не успела на него ответить. Она успела только взять телефон в руки, как звонок сбросили и снова позвонили с того же номера.

”Когда я тут же ответила, мужской голос сразу начал спрашивать, являюсь ли я хозяйкой такой-то квартиры по такому-то адресу, — передает беседу женщина. — Я не хотела отвечать и спросила, с кем я разговариваю, но голос настойчиво игнорировал мои вопросы и продолжал спрашивать. На третий раз я все-таки подтвердила, что являюсь хозяйкой этой квартиры, хотя и не представляла, с кем разговариваю. Человек так и не представился и сказал, что в моей квартире пожар, а также спросил, могу ли приехать. Я сказала, что я в другом городе, но узнаю, сможет ли подъехать мое доверенное лицо. Я знала, что пожар в моей квартире невозможен, и начала спрашивать, видел ли он дым или пламя, но человек просто прервал разговор”.

У Натали в Таллинне есть доверенное лицо, женщина, которая живет рядом и у которой есть ключи от квартиры.

”Она может в любой момент прий-ти за пять минут и открыть, если надо, квартиру, — подчеркивает женщина. — И в этот раз я ей тут же позвонила и сказала подойти. Через пять минут она была уже там. И спасателей я предупредила, что в течение пяти минут будет человек, который откроет квартиру. Но это, как оказалось, никому уже не было нужно. Когда она пришла, то обнаружила, что дверь квартиры уже сломана. На самом деле, к тому времени, когда мне звонили, они уже выломали дверь, а меня просто поставили перед фактом”.

А дальше, войдя в квартиру и убедившись, что никакого возгорания нет, спасатели просто ушли.

”Я срочно выехала в Таллинн, — рассказывает Натали, — и начала заниматься дверью. Спасатели деформировали дверь настолько, что в ней образовалось отверстие, куда можно было просунуть руку. К тому же дверь заклинило, и ее невозможно было открыть. Пришлось искать фирму, которая быстро поставит новую, и заказывать доставку и установку. Также я

написала на сайте Спасательного департамента претензию, чтобы мне компенсировали расходы за дверь”.

Установка новой двери обошлась Натали в 715 евро. Это не считая внутренней отделки, которую тоже теперь надо восстанавливать, потому что спасатели повредили и ее.

Женщина также поговорила с соседями и выяснила, что все началось с 34-й квартиры (у Натали 43-я), где у дедушки на старенькой плите сгорела еда. Куда, очевидно, и были изначально вызваны спасатели.

”Драматичности ситуации добавил и другой сосед, который и вызвал спасателей. Он как раз и указал на мою квартиру, сообщив спасателям, что у меня в окне виден белый дым, — отмечает Натали. — Но поражают и спасатели: это, получается, любой дурак с похмелья может к ним подойти и указать на любую дверь, и они, не проверив информацию, будут ее ломать?”

При этом в подъезде, по словам других соседей, кроме несильного запаха пригоревшей еды, не было ни дыма, ни огня.

”Мужчина же оправдывался тем, что у него когда-то кто-то из близких сгорел в пожаре, и теперь он очень боится повторения трагедии. Поэтому на эмоциях он принял москитную сетку за дым, — говорит женщина. — Также он зачем-то сказал спасателям, что у меня в квартире может быть камин. Но это же не повод ломать любую дверь, на которую указывает сосед. Ведь решение должно быть принято спасателями на основании фактов!”

”Одна сплошная ложь”

”Так как из Спасательного департамента не было ни ответа, ни привета, я туда позвонила, чтобы узнать, в каком состоянии рассмотрение моей жалобы, — продолжает свой рассказ Натали. — Меня долго футболили от чиновника к чиновнику, в итоге трубку взял руководитель бюро готовности Спасательного департамента, который сказал, что спасатели действовали как надо, потому что он читал в рапорте, что в моей квартире пищал дымовой датчик. На что я ответила, что в моей квартире никакого дымового датчика нет! Я его сняла и увезла, когда переезжала. Он затушевался и сказал, что 28 лет работает в Спасательном департаменте, и за эти годы они за сломанные двери никогда никому ничего не компенсировали. И в этот раз у меня надежды тоже нет”.

Вскоре женщине пришел и соответствующий ответ. Там говорилось, что когда источник возгорания выявить не удалось, спасатели стали ходить по квартирам и выяснять, все ли в порядке. И квартира Натали была единственной, где никто не открыл.

”Но соседи говорят, что они стучали не во все квартиры, — утверждает женщина. — Они написали также, что пытались посмотреть через окно при помощи лестницы, есть ли у меня в квартире возгорание. И типа им помешали шторы. Но у меня окна не занавешены шторами! И все прекрасно просматривается!”

Не добившись результата, Натали подала в суд с требованием возместить ей эти 1525 евро, в которые обошлась ей ошибка спасателей.

”Они после этого аннулировали свое первое решение, где говорилось про дымовой датчик, которого на самом деле не было, и прислали второе, — добавляет она. — Там уже идет упор на шторы, которые мешали им все рассмотреть. Также на москитной сетке видны повреждения — они, похоже, фонариком светили в окна и повредили ее. Но почему они не сорвали эту сетку, если она им мешала? Это можно сделать одним пальцем. Почему не зашли через окно? Неужели порвать сетку от комаров или заглянуть в другое окно моей квартиры, где нет ни сетки, ни штор, им сложнее, чем ломать металлическую дверь? Почему, если так волновались, не зашли через балкон? Ведь так бы они смогли быстрее добраться до вымышленного источника возгорания, причинив мне в десятки раз меньше ущерба”.

Также в новом решении идет упор на то, что Спасательный департамент послал на вызов с пригоревшим супом три пожарные машины и одну скорую.

”И это является для них основанием полагать, что дело было с повышенной опасностью. При том, что шестеро соседей подтверждают, что во всем подъезде не было дыма и запах горелого был слабым. А руководитель спасательный операции — получается, единственный, кто видел

дым на моем этаже, — говорит женщина. — Также в новом ответе они указали, что не дозвонились до меня, и поэтому они решили, что в квартире нахожусь я, из-за пожара я не в состоянии ответить, и мне срочно нужна помощь. Хотя они дозвонились до меня в ту же минуту, сделав перед этим короткий вызов, который сбросили, не дождавшись ответа, чтобы именно так в дальнейшем оправдать свою ошибку”.

Она задается также вопросом, почему спасатели не использовали датчики угарного газа, тепловизоры и другие средства для того, чтобы убедиться, что квартира пустая без источников огня и в ней отсутствуют люди.

”Ведь запах на самом деле исходил из другой квартиры, — подчеркивает она, — которая находится в другом крыле подъезда и на два этажа ниже, где дедушка уже все проветрил и спокойно обедал своим подгоревшим супом, не подозревая, что из-за этого почти неощутимого запаха спасатели долго и упорно пытаются кого-то спасти из абсолютно пустого помещения”.

Женщина намерена идти до конца и добиться, чтобы ей компенсировали расходы, которые ей нанесли спасатели в связи со своей ошибкой в оценке ситуации.

Все по закону

”Наши спасатели из команды Лиллекюла 13 декабря в 13.15 получили сообщение, что по этому адресу на третьем этаже квартирного дома чувствуется резкий запах гари, — говорит пресс-секретарь Спасательного департамента Дарья Денисова. — Спасателей встретил человек, позвонивший в службу спасения, и сообщил, что источник запаха, скорее всего, в квартире 43, но есть ли там кто-то или нет, сказать не смог. Руководитель спасательных работ прошёлся по подъезду и заметил серый дым на третьем и четвёртом этажах. Он стучал в квартиру 43, но дверь никто не открывал. Тогда спасатели начали проверять все квартиры на этих этажах. 43-ю квартиру сначала проверили через окна, добравшись к ним по установленной на улице лестнице, но ничего не смогли разглядеть, так как окна были занавешены шторами”.

По ее словам, спасатели проверили все квартиры в доме, кроме 43-й. И так как опасности обнаружено не было, спасатели решили, что источник дыма может находиться именно в этой квартире.

”Поскольку квартира 43 была единственной, по которой не было информации, руководитель спасательных работ решил открыть её дверь силой, — отмечает Дарья Денисова. — Когда спасатели вошли в квартиру, они ничего не обнаружили и продолжили поиски возможного источника дыма. Позже выяснилось, что мужчина, проживающий в уже проверенной спасателями квартире, скрыл от них следы сгоревшей на плите еды”.

Она заверяет: спасатели действовали законно и в соответствии с положениями § 2 (2) Закона о спасении, полагаясь на высшую степень опасности, которая направлена на предотвращение аварийно-спасательных мероприятий, выявление опасности, предотвращение опасности и смягчение последствий спасательного мероприятия.

”Если нет огня и дыма, то спасатели используют тепловизоры, на которых указана температура в помещении, — добавляет она. — В свете этой ситуации можем лишь добавить, что наши спасатели едут на вызов не ломать, а спасать. Все их действия во время спасательной операции направлены, в первую очередь, на спасение человеческих жизней. К сожалению, иногда для того, чтобы спасти жизнь или убедиться, что никому не требуется помощь, приходится чем-то жертвовать, например, дверьми, стенами, окнами и так далее. Ведь жизнь человека намного ценнее его имущества! Видимо, в тот момент спасатели решили, что жителю этой квартиры угрожает опасность. К большому счастью, там никого не оказалось. Но могло ведь быть совсем по-другому… И тогда исход всей этой ситуации был бы намного трагичнее, чем сломанная дверь”.

Она добавляет, что женщине был отправлен подробный отчёт о действиях спасателей в тот день. ”Мы ответили на все её вопросы, — подчеркивает Дарья Денисова. — Что же касается подобных жалоб и исков в суд, то, по данным нашего юридического отдела, такие жалобы департамент получает крайне редко. Наш юридический отдел сказал, что точного числа они назвать не могут. Но говорят, что жалобы подают очень редко, а в суд обращаются ещё реже”.

Поделиться
Комментарии