Эта история началась почти два года назад, когда Елена решила продать свой Nissan Murano 2004 года.

”Это была площадка на Пунане, 6-а, — рассказывает она. — Там было много оценщиков, которые футболили меня друг к другу. В итоге один все-таки занялся: оформили договор, заплатили деньги, я передала оба комплекта ключей и техкнижку. Оценщик по-

обещал сам все переделать в Авторегистре. И я думала, что все будет в порядке”.

Но недавно стали приходить письма из LKF: на вашей машине нет страховки, поэтому вы должны оплатить принудительное дорожное страхование.

”А докажи, что продала”

”Я туда сразу же позвонила и сказала, что это, видимо, какая-то ошибка, — рассказывает Елена. — Ведь я машину продала еще в 2019 году. Они сказали, что она до сих пор на мне числится, и я несу ответственность за то, чтобы на ней была страховка. И сказали все самой переоформить тогда на нового владельца в АRК”.

Елена попыталась это сделать, но там понадобились доказательства сделки — письменный договор купли-продажи.

”Он у меня не сохранился, — говорит она. — Даже не могла подумать, что он спустя столько времени может понадобиться. Мне в ARK сказали тогда обратиться к покупателям. Поехала я к ним, а они стали говорить, что у них тоже будто бы этого договора уже нет, и его копию они выдать не могут. И новый сделать тоже не могут. Несколько раз туда ездила, и все без толку”.

Не добившись ничего, Елена так и не смогла переоформить машину в ARK на нового владельца. Тем временем LKF передал дело судебному исполнителю, который арестовал счет Елены.

”Я узнала об этом, когда была в магазине и не смогла купить ребенку молоко, — говорит женщина. — В итоге счет сначала арестовали, и лишь спустя несколько дней выслали мне акт об аресте. Удивительно работают судебные исполнители!”

Просидев несколько дней без денег, Елена заплатила судебному исполнителю 175 евро, и тот освободил ее счет.

И чтобы выяснить, как ей быть в данной ситуации, она обратилась в ”МК-Эстонию” за помощью.

”МК-Эстония” поинтересовалась в фирме ALM Invest OÜ (более известная как Autorahaks), почему же они не переоформили купленную машину на свое имя, отказывались давать копию договора и не отвечали на письма Елены.

”После продажи машины клиент должен сделать отчуждение на сайте или в бюро Авторегистра, — ответили не с первого раза на письмо газеты в фирме. — Тогда машина будет окончательно снята с его имени. Также важно сохранить договор купли-продажи, экземпляр которого всегда выдается клиенту при оформлении сделки. Почему фирма не переоформила машину на нового владельца и не заключила обязательный договор дорожного страхования, вашу газету не касается”.

Они утверждают, что по поводу копии договора купли-продажи клиент связался с ними только в понедельник, 18.01.2021.

”Через два дня после ее письма мы выслали клиенту копию договора. До этого мы не получали от данного клиента никаких запросов, — утверждает неподписавшийся представитель фирмы. — Возможно, она связывалась с площадкой, где продаются наши машины, но если машина продана, то и договоров на площадке, соответственно, уже нет. Для связи с фирмой существует официальный адрес, который можно найти в Бизнес-регистре”.

В фирме добавили: ”Мы не планируем ничего возмещать, так как в данном случае нашей вины тут нет. Клиент должен связаться с судебным исполнителем и потребовать перенести этот штраф на нашу фирму, так как на момент, когда он был составлен, машина клиенту уже не принадлежала”.

”Сама виновата!”

Член правления LKF Лаури Потсепп говорит, что если договор об обязательном дорожном страховании на ту или иную машину не заключен, то автоматически начинает действовать принудительная дорожная страховка.

”Цель этой системы — обеспечить, чтобы у всех зарегистрированных транспортных средств была бы действующая дорожная страховка, — поясняет он. — Например, если кто-то кому-то причиняет ущерб на незарегистрированном транспортном средстве, то возмещает его пострадавшему именно LKF. А затем требует выплаченную им сумму с виновника ДТП. Если же на транспортном средстве есть автоматическая (принудительная) дорожная страховка, то LKF тоже возмещает ущерб, но в данном случае самоответственность владельца ограничивается 640 евро”.

Он подчеркивает: LKF не передает сразу же дело судебному исполнителю. Сначала они отправляют человеку напоминание о том, что надо бы заключить договор дорожного страхования.

”В напоминании указываем, что делать, чтобы избежать принудительной оплаты автоматической страховки, — перечисляет он. — Похоже, человек получил напоминание и после этого уведомил нас, что машина продана. И наш специалист по обслуживанию клиентов разъяснил ему, что делать дальше. Возможно, клиент оставил эти рекомендации без внимания”.

После напоминания, продолжает он, LKF присылает человеку уведомление об оплате.

”И там тоже написано, что если человек не согласен платить, то можно оспорить это требование, — говорит Потсепп. — И судебному исполнителю передают дело только тогда, когда акт вступил в силу, то есть прошло 30 дней с того момента, как его выслали и в течение которых его можно было оспорить, а деньги так и не поступили”.

Он добавляет: ”Понятно, что человек недоволен действиями LKF и пытается при помощи журналистов восстановить свои права. Но мы неоднократно разъясняли человеку, что делать, чтобы не усугубить ситуацию. К сожалению, мы не сильно с этими разъяснениями преуспели, и теперь решение вступило в силу, и оспорить его уже нельзя”.

Лаури Потсепп подчеркивает: после продажи машины нужно всегда проверять, оформил ли новый хозяин ее на свое имя.

”Это можно сделать в самообслуживании Регистра дорожного движения, и это поможет впоследствии избежать различных требований, — говорит он. — Ведь помимо принудительной страховки прежний владелец в таком случае может получать различные штрафы за парковку, штрафы от камер за превышение скорости и т. д. Поэтому задним умом мы понимаем: договор купли-продажи — важный документ, который стоит сохранить. Если бы мы получили от клиента уведомление, что он не может найти договор купли-продажи, до того, как оформили уведомление о требовании, или до того, как оно вступило в силу, то нашли бы решение”.

Руководитель отдела регистрации транспортных средств Транспортного департамента Марти Кангур отмечает, что продавец в любой момент может уведомить Транспортный департамент об отчуждении машины.

”Но факт продажи нужно уметь доказать — например, при помощи договора купли-продажи, — подчеркивает он. — Если договор утерян, можно потребовать у покупателя, чтобы тот предоставил возможность ознакомиться с этим договором. И по закону он не может отказать”.

Он попросил передать Елене, чтобы та напрямую написала ему о своей проблеме, и пообещал посмотреть, как они могут ей помочь.

Тысяча и одно письмо

На следующий день после ответа ”МК-Эстонии” LKF прислал Елене новое требование — уже на 209,8 евро. За принудительную страховку с октября по январь.

Елена написала электронное письмо Марти Кангуру в Транспортный департамент. А также заодно — Лаури Потсеппу в LKF, так как накануне он ответил ”Если бы мы знали, что она не может найти договор купли-продажи до того, как решение вступило в силу, мы бы нашли решение проблемы”. Однако в LKF ей ответили, что ничего все-таки сделать не могут, и надо снимать машину с учета.

”А как это сделать?” — задается вопросом женщина.

В итоге при помощи ”МК-Эстонии” Елена зашла в э-обслуживание Транспортного департамента (www.mnt.ee) и сняла машину с учета. Делается это буквально парой щелчков мыши.

”Боже, почему мне до этого никто не подсказал так сделать! — восклицает она. — Если бы я знала, что это так просто… И не надо было бы все эти огромные суммы платить!”

Таким образом, в ближайшие два года никакие требования за принудительную дорожную страховку ей приходить не должны. Но сумма в 209,8 евро так и осталась на ней висеть. Елена еще раз написала в LKF, чтобы ей, как вдове, воспитывающей ребенка, разрешили выплачивать эту сумму в рассрочку. И ей разрешили растянуть на полгода. Так что теперь на протяжении шести месяцев должна переводить по 35 евро за страховку не своей машины.

Также она написала еще одно письмо в фирму Autorahaks с требованием компенсировать те суммы, которые с нее уже снял судебный исполнитель (175 евро), и оплатить ту принудительную страховку, которую с нее еще требуют (209,8 евро). Однако там ответили, что ничего компенсировать не будут.

”Но хотя бы прислали копию договора купли-продажи, — добавляет Елена. — Как я поняла, на них воздействовал Марти Кангур из Транспортного департамента”.

Елена снова села за письма, и в этот раз они полетели судебному исполнителю и в LKF вместе с прикрепленным к ним договором купли-продажи. Она попросила судебного исполнителя вернуть удержанные с нее 175 евро, и требовать их с реального владельца машины. А LKF попросила переделать счет за принудительную дорожную страховку суммой в 209,8 евро на фирму, так как теперь есть доказательство смены владельца.

Также по совету ”МК-Эстонии” женщина записалась на прием к бесплатному юристу, чтобы в случае, если фирма откажется что-либо компенсировать, судебный исполнитель — возвращать деньги, а LKF — переделывать счет, подавать в суд.

Поделиться
Комментарии