”Это все началось ровно год назад, — начинает свой рассказ Эдуард Яковлевич. — Мне надо было продлить срок действия своего недуга. У меня рак, нет одной почки, было две операции, и вообще я уже еле хожу”.

Но в этот раз, отмечает пенсионер, все было по-другому: если раньше все оформляли за пять минут, то тут ему дали толстую книжку и заставили заполнять.

Кто сменил диагноз?

”Мне пришлось самому писать на себя буквально эпикриз, — разводит руками пенсионер, который был шокирован такой вот бюрократией. — Ну ладно, написал. А вскоре приходит ответ: тяжкого недуга у меня больше нет, есть только средний (наименьшая степень тяжести недуга. — Прим. авт. ) И теперь я буду каждый месяц получать не 26 евро, а 12”.

Эдуард Яковлевич решил это все обжаловать. Но безуспешно. За переписками и протестами пролетела весна, а затем наступило и лето.

”Летом мне делали операцию, но очень все вышло неудачно, до сих пор восстановиться не могу, — вздыхает пенсионер. — Ну ладно, чуть пришел в себя и пошел разбираться: почему же мне все-таки снизили степень тяжести недуга. Пришел в Департамент социального страхования, и, видимо, попал на такую хорошую работницу, что она внимательно посмотрела на мои документы у них в компьютере и ахнула: ”Кто же вам изменил диагноз?” И только когда она вникла в мое дело, мне поменяли среднюю степень тяжести недуга на тяжелую, как и была. Я снова стал получать 26 евро в месяц, чему был несказанно рад!”

Кто сменил прописку?

А незадолго до этого пенсионер озаботился и тем, чтобы получать также пособие блокадникам.

”У меня в Питере есть друг, я его знаю 50 лет, — рассказывает Эдуард Яковлевич. — Ну, я и написал ему доверенность, чтобы он занялся моими делами там, в России. А именно — восстановил мой статус блокадника, чтобы я получал пособие”.

Точнее, доверенность написали на его жену. Которая, по словам пенсионера, работает в нотариате.

”Прошли август и сентябрь, — продолжает свой рассказ пенсионер. — А в октябре пенсия вдруг не пришла. Не пришла и в ноябре. Стал выяснять, а в Департаменте социального страхования мне и говорят: ”Нам сообщили, что вы постоянно проживаете в Петербурге. И пенсию надо переводить туда!”

Эдуард Яковлевич был в ужасе от такого поворота дел. И решил, что чиновники департамента опять что-то намудрили.

”Я спрашиваю: ”А почему вы решили, что я живу в Петербурге?” — ”Нам девочки сказали”. — ”Какие девочки?” — ”Мы не можем разглашать эту информацию”. Так я ничего и не узнал”, — разводит руками Эдуард Яковлевич, который два месяца вынужден был жить на свои ”гробовые”.

При этом, добавляет пенсионер, его доверенное лицо в одном из телефонных разговоров сообщило, что пришло два письма на эстонском. И там указаны какие-то огромные суммы.

”Но они перевести не смогли, — говорит Эдуард Яковлевич, — и смогли передать мне эти письма только в ноябре. Из них я узнал, что Департамент социального страхования Эстонии

вдруг решил, что слишком много мне платил пенсии, и надо переплаченное вернуть. За год набежало аж 1219 евро”.

Оправившись от шока, пенсионер пошел в Департамент, где ему сказали примерно следующее: ”Есть соглашение с Россией, и мы посчитали, что вы должны получать меньше. Поэтому лишнее надо вернуть. И 20% от вашей пенсии будет ежемесячно уходить в счет погашения этого долга”.

”Единственное, в чем мне пошли навстречу — разрешили написать заявление, чтобы снимали не 20%, а 10% от пенсии, — добавляет Эдуард Яковлевич. — В январе я получил снова свою пенсию, но уже существенно меньше. Если раньше было 476 евро, то теперь только 314 евро. И недавно пришло письмо, что они отказали мне в моем ходатайстве и будут снимать все же 20% от пенсии”.

Тысяча причин

Но в чем же дело? Что привело к тому, что пенсию Эдуарда Яковлевича вдруг стали переводить в Россию? А потом вернули, но она стала меньше?

Руководитель отдела компенсаций Департамента социального страхования Кати Кюмник говорит, что они не могут подробно прокомментировать ситуацию, исходя из Закона о защите личных данных, а могут только в общем разъяснить основные положения.

”Все действия Департамент социального страхования осуществляет на основании нотариально заверенных заявлений, которые предоставил представитель пенсионера, — говорит она. — И все было сделано на основании законов и международных соглашений. Мы общались с человеком и разъясняли ему ситуацию. При необходимости можем сделать это снова. Для этого просим его связаться с нами”.

Когда ”МК-Эстония” передала эту информацию Эдуарду Яковлевичу, тот развел руками: ”То есть, получается, мое доверенное лицо подало какое-то заявление в России, в итоге пенсия моя стала уходить туда?”

Он добавляет, что друг ему говорил, что на сберкнижку пришли какие-то деньги, но сумму не называл. И Эдуард Яковлевич был уверен, что это как раз блокадные.

Когда журналист сообщил, что доверенное лицо пенсионера могло в России написать заявление, которое на самом деле противоречит воле пенсионера и его интересам, а прийти он в учреждение, чтобы разобраться, в силу возраста и здоровья не может, в Департаменте социального страхования поблагодарили за эту информацию и сказали, что сами свяжутся с Эдуардом Яковлевичем.

И действительно, спустя час ему позвонили и разъяснили, что в России от его имени его представителем было написано заявление, что он, дескать, живет в Петербурге, и надо переводить пенсию туда, и рассказали, что нужно сделать, чтобы вернуть ситуацию в прежнее состояние.

”Мне также сказали, что я могу прийти в Департамент социального страхования и посмотреть, какие именно заявления были написаны от моего имени, — говорит пенсионер, для которого это все стало ударом. — Боже, как это все неприятно! Я его знаю 50 лет, он тоже онкобольной, и я верил, что он поможет мне с блокадными. А в итоге… Я ему после этого позвонил, он все отрицает. А когда я попросил перевести мне сюда те деньги, которые пришли, он начал перечислять причины, по которым это якобы невозможно. И, мол, надо ждать оказии, пока кто-то сюда поедет и передать с ним. Поехать туда я тоже не могу”.

Эдуард Яковлевич отмечает, что все это наводит на не очень хорошие мысли, что его просто обманули, воспользовались его доверчивостью.

”Единственное, что как-то утешает: мне сказали в Департаменте, что теперь мне будут приходить отдельно деньги за российский стаж, — говорит пенсионер. — Раз в квартал, то есть где-то в марте должен их получить. Сколько это будет — не знаю, но, может, размер моей пенсии тогда хотя бы с учетом этого восстановится до прежнего уровня”.

Что же делать?

”Если представители человека поступили против его воли, то нужно обратиться в полицию”, — говорят в Департаменте социального страхования.

”Нужно известить нотариуса о прекращении доверенности, — советует юрист Progressor Õigusbüroo Данил Липатов. — Но аннулирование доверенности не аннулирует те действия,

которые ранее по ней были совершены. Также человек сможет и дальше пользоваться доверенностью и совершать по ней сделки, если лицо, которому представлена доверенность, не проверит ее действительность”.

”Да я не помню адрес и имя нотариуса, — говорит пенсионер. — Помню, что заходили с Сенной через какую-то подворотню…”

”Аннулировать доверенность, выданную на территории России, можно и у любого российского нотариуса, а также в консульском отделе посольства, — говорят в посольстве РФ в Таллинне. — Для этого необходим действительный паспорт заявителя (тот, с которым оформлялась доверенность) и точные данные доверенности (реестровый номер, где, когда и каким нотариусом она была оформлена)”.

А можно ли и пособие блокадникам, и пенсию по инвалидности (у Эдуарда Яковлевича есть и российская инвалидность, по кардиологии) оформить в Эстонии, без доверенного лица в России?

”Пенсионное обеспечение граждан России, проживающих на территории ЭР, регулируется Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года и Соглашением от 6 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении вышеуказанного договора, — разъясняют в посольстве РФ в Таллинне. — Договор и Соглашение вступили в силу с 1 апреля 2012 года. Предметом договора являются и ”пенсии по инвалидности”, и ”пенсии по стажу”. Компетентным учреждением в Эстонии выступает Департамент социального страхования. В его обязанности входит рассмотрение заявлений, оформление документов, выплата денежных средств. То есть получать пенсию за стаж в России можно и нужно именно в Эстонии, но не через посольство, а через Департамент социального обеспечения ЭР”.

Также в посольстве РФ добавляют, что если Эбор Э. Я. имеет удостоверение жителя блокадного Ленинграда, то он может претендовать на ”пособие блокадникам” или ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 ”О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов”.

”Заявление на получение ДЕМО необходимо предоставить в Пенсионный фонд России либо лично, либо через доверенность, либо по почте, приложив к нему нотариально заверенные копии документов (загранпаспорт гражданина РФ, удостоверение жителя блокадного Ленинграда), выписку из банка с номером счёта, открытого исключительно на территории России”, — перечисляют в посольстве.

Поделиться
Комментарии