В 2018 году по заказу Института развития здоровья был создан учебный материал ”Половое воспитание детей дошкольного возраста: тело, эмоции и безопасность”. Пособие для детей в возрасте 4–7 лет изначально было создано в международном центре „Rutgers”, который находится в Нидерландах и изучает вопросы сексуального и репродуктивного здоровья. Позднее материал был дополнен финской неправительственной организацией „Väestöliitto”, а сразу после публикации он подвергся критике со стороны консервативно настроенных людей. Говорилось, что учебник принижает значение традиционных гендерных ролей и преподносит гомосексуализм как нечто естественное. Позднее член партии Isamaa Лаури Вахтре написал в рубрике ”Мнение” в газете Postimees, что так ”детей лишают невинности”.

”Такое ”обучение” могут пережить без большого урона только отдельные счастливчики, а в случае с остальными детство оказывается поруганным”, — писал Вахтре. Продолжая это обсуждение, активист Варро Вооглайд в своей онлайн-передаче „Objektiiv” назвал указанные в учебнике методы воспитания ничем иным, как недостойным обращением с душевным и психическим здоровьем детей.

В июле Керт Кинго, депутат Рийгикогу от партии EKRE, отправила министру образования и науки, центристке Майлис Репс 15 острых вопросов о необходимости таких учебных материалов.

Когда один из журналистов переспросил у Кинго, какими же опасностями грозит преподавание полового воспитания в детских садах, парламентарий не смогла дать вразумительного ответа. Она лишь сказала, что не видит в этом никакой пользы и беседы на подобные темы могут пробудить у детей нездоровый интерес.

Позднее Кинго адресовала вопросы и министру народонаселения Рийне Солман (Isamaa). На этот раз она делала акцент на (не)совместимости учебных материалов с христианскими ценностями. Солман во многом согласилась с представительницей EKRE.

”Сомневаюсь, что все разделы учебника одобрил бы более широкий круг экспертов по детскому воспитанию”, — сказала министр изданию Postimees. Она отдельно отметила, что учебный материал был создан в Голландии и Финляндии, где ”темам однополых родителей и вариативности гендерной идентичности уделяется больше внимания”.

Учебник для учителей, а не для детей

Данный учебный материал был адаптирован — в соответствии с образовательной программой детских дошкольных учреждений — преподавателем санитарного просвещения из Тартуского университета Мерике Кулль (также входит в Эстонское общество человековедения и Эстонское объединение по укреплению здоровья) и гинекологом, членом экспертной группы ВОЗ Кай Парт. В этом им помогали Эстонский институт развития здоровья (TAI) и НКО ”Лаборатория сексуального здоровья”. И Кулль, и Парт имеют докторскую степень и

посвятили себя заботе о здоровье молодежи, в том числе об ее сексуальном здоровье. Так, Парт писала докторскую работу именно о том, как сексуальное воспитание и работа консультационных центров сказываются на сексуальном здоровье молодых людей.

По ее словам, многие споры вокруг учебника обусловлены поверхностностью мышления людей, которые толком его не читали, но уже делают поспешные выводы. Парт утверждает, что не стоит переживать, будто детсадовцам вдолбят в голову нечто эдакое.

”Учебное пособие предназначено для того, чтобы учителя знали, как заводить соответствующий разговор и как реагировать на различные инциденты, проявляя максимальную заботу о детях”, — утверждает Парт.

”Он написан не для того, чтобы проводить по нему уроки. Он предназначен для повышения осведомленности учителей. Пособие написано в Голландии, также в нем учтены финские методики. В этих странах лучшие в мире показатели в отношении сексуального здоровья детей и подростков”, — продолжает она.

Руководитель центра развития здравоохранения и благополучия TAI Тийа Пертель, также курирующая детское и молодежное направление, поясняет, что данное учебное пособие распределяется среди детсадовских педагогов на специальном двухдневном семинаре.

”Наши менторы встречаются с педагогами детских садов, которые в своей ежедневной работе сталкиваются с реальными ситуациями, требующими определенных знаний в области сексуального развития и педагогических навыков в том, чтобы помочь ребенку вести себя подобающе и в соответствии со своим возрастом. Также менторы помогают учителям правильно реагировать на неприемлемое поведение, не нанося при этом удар по позитивному образу человеческого тела и самооценке детей”, — описывает Пертель.

Такие семинары проводятся с этого года. Участие в них ни к чему не обязывает. Детские сады и их педагоги вправе сами выбирать, как именно добиваться решения задач, прописанных в учебной программе.

Не секс, а познание своего тела и чувство безопасности

Кай Парт отмечает, что не следует путать и смешивать сексуальное воспитание и то, что обсуждается на семинарах и на страницах учебного пособия. По ее мнению, учебное направление правильнее было бы называть учением о теле, эмоциях и безопасности.

”Словосочетание ”сексуальное воспитание”, конечно, уместно, однако для многих взрослых оно означает именно секс во взрослом понимании, и это может сбивать с толку и вызывать опасения за развитие ребенка. В действительности же детей, прежде всего, учат понимать тело и распознавать угрозу своей безопасности.”.

Парт обращает особое внимание на то, что никто насильно не побуждает детей думать о сексе. Она снова и снова повторяет, что половое воспитание должно соответствовать возрасту ребенка. Однако, по мнению ВОЗ, соответствующее возрасту половое воспитание должно начинаться как можно раньше. Поскольку оно идет на пользу здоровью и развитию ребенка.

”Сексуальное здоровье — это неотъемлемая часть здоровья в целом. Сексуальное образование — это естественная составляющая всего образования, — рассуждает Парт. — Их ограничение следует рассматривать как ограничение прав человека. У каждого человека есть право на образование, особенно если оно касается его здоровья”.

”Порой взрослые переживают, что дети в садиках еще слишком малы для разговоров о наименованиях разных частей тела или бесед на тему неподобающего сексуального поведения. Опасаются, что обсуждение сексуальности пробудит у детей чрезмерный интерес к сексу. Исследования гласят, что это не так. Если передать детям соответствующую их возрасту информацию, то снизится вероятность того, что они отправятся искать ее где-то в другом месте. Если у них возникают вопросы или проблемы, то они должны осмеливаться говорить о них. Ребенку с рождения дается чувство собственного достоинства, осознание ценности своего тела и доверие к родным и близким. И взрослые должны оберегать эти чувства, а не разрушать их. Если мы решим не говорить с детьми на эти темы, то они останутся табуированными, а в качестве ”инструментов ”полового воспитания” будут выступать порнография и ровесники.”

Политизация полового воспитания

Узнав о запросе Керт Кинго в министерство образования и науки, Кай Парт и Мерике Кулль пригласили члена партии EKRE встретиться с ними в Тарту. Задача проста и понятна: ответить на 15 вопросов Кинго и разъяснить ей, почему половое воспитание в детских садах (иными словами, учение о теле, эмоциях и личной безопасности) необходимо и имеет положительное значение.

”Мы не хотим говорить с ней об идеологии и политике. Хотим просто побеседовать. Возможно, выяснится, что нас заботят одни и те же вещи, ведь она тоже мама и бабушка, которая переживает за детей”, — надеялась Парт.

27 июля им все-таки удалось встретиться за одним столом. Беседа прошла в уважительных тонах, однако взаимопонимания достигнуть не удалось.

”Обе стороны проявили заинтересованность в безопасном развитии детей, того же хотим и мы. Но наши взгляды на мир отличаются”, — говорят Парт и Кулль.

Через несколько дней после состоявшейся встречи Кинго опубликовала на сайте „Uued Uudised” (информационный портал партии EKRE) небольшую статью со своим мнением, где снова указывает на недочеты, имеющиеся, с ее точки зрения, в учебном пособии. Ровно о том же она твердила и раньше. О том, что детям нельзя рассказывать о семьях с двумя отцами или матерями, нельзя говорить о любви между двумя мальчиками или двумя девочками, а разговор о ношении одежды противоположного пола является совершенно неуместным. Критика со стороны Кинго, равно как и многих ее единомышленников, во многом основывается на гомофобных рассуждениях и уверенности в том, что в работе ученых прослеживается идеологическая ангажированность.

Кай Парт разводит руками и недоумевает: ”Будучи педагогами, мы занимаемся не идеологией, а благополучием человека. Исследования показывают, что рост показателей Эстонии в области сексуального развития выводит нашу страну в лидеры международного рейтинга. Некоторые простые вещи, как, например, 50-процентная дотация государства на противозачаточные средства, воспринимается нами как нечто естественное, хотя это не везде так. С точки зрения сексуального здоровья Эстонию можно считать успешным примером. ВОЗ полагает, что сексуальное воспитание должно начинаться как можно раньше, и в своем развитии мы достигли того этапа, когда можем адекватно реализовывать данную рекомендацию. Здесь нет никакого идеологического подтекста. В основе нашей позиции стоит благополучие ребенка”.

Керт Кинго спрашивает, Кай Парт и Мерике Кулль отвечают

На основании каких проведенных в Эстонии исследований установлено, что детям дошкольного возраста (4–7 лет) необходимо половое воспитание?

Такое руководство исходит из ”Европейских стандартов сексуального образования” (2010), созданных Всемирной организацией здоровья и прописанных экспертами из области психологии и социальных наук.

Само понятие ”сексуальное воспитание” большинством взрослых воспринимается как учение о сексе, но под ним подразумевается, скорее, просвещение в области тела, эмоций и личной безопасности.

Детская сексуальность не связана со взрослым сексом, вожделением и страстью. Исследования на тему детского созревания показывают, что в дошкольном возрасте сексуальное развитие, прежде всего, концентрируется вокруг познания собственного тела и принятия его как ценности. Вокруг чувств и умения выражать их, не нанося вреда другим. Вокруг темы безопасности — какие ситуации, прикосновения и какие люди являются хорошими и угрозы не представляют, а каких стоит остерегаться.

Если окружающие ребенка взрослые — родители и учителя — осознают, как происходит естественное сексуальное развитие, то это помогает им понять ребенка и поддержать его в становлении.

В задачи сексуального воспитания входит и поддержка родителей и воспитателей детских садов посредством просвещения детей в области познания своего тела, эмоций и личной безопасности. Также этим самым преследуется цель профилактики сексуального насилия.

На основе каких действующих законов в детских садах изучается модель семьи с двумя мамами или двумя папами?

Дети растут в разных семьях, и куда важнее не состав семьи, а то, испытывает ли ребенок любовь и поддержку со стороны родителей, преданных своему делу. Большая часть детей в Эстонии растет в семьях, где нет матери или отца. В семье может быть только один родитель (после развода или после смерти одного из родителей), ребенок может расти с матерью и бабушкой, но в реальности есть также семьи, где ребенок растет с двумя мамами или двумя папами. Каждому ребенку важно знать, что его семья такая же хорошая, как и другие. Ребенку важно понимать, что его никто не осудит за то, что его семья ”какая-то не такая”. Педагоги детских садов сами спрашивают, как им поддержать детей, чьи семьи отличаются от остальных, и как развить в детях и их родителях уважение к другим семьям.

В задачи учебного пособия входит как принятие своего тела и половых различий, так и рассказ детсадовцам о рождении ”в неправильном теле”?

Из общения с детсадовскими педагогами выяснилось, что встречаются дети, у которых уже в дошкольном возрасте могут возникать сигналы о том, что внешние половые признаки, данные им при рождении, не соответствуют их истинной сути. Позднее это может развиться в расстройство гендерной идентичности, которым страдают около 0,5 процента населения. Родители таких детей обращаются к специалистам с глубоким чувством тревоги. Их главная

проблема заключается в негативном восприятии со стороны окружающих. На семинарах педагоги рассказывали о случаях, когда ребенок в связи с этим становился жертвой нападок и издевательств. Для Эстонии важна безопасность и успешное становление каждого ребенка!

Если учебное пособие признает гендерные различия, то как это сочетается с одобрением того, чтобы девочка наряжалась в мужскую одежду (одевалась как мальчик), а мальчик — в женскую (одевался как девочка)?

Родители выражают пожелание, чтобы мальчики и девочки выглядели по-разному, но равными друг другу. Педагоги детских садов предлагают детям возможности играть в разные игрушки и примерять разную одежду. В задачи пособия входит не стандартизация ”правильных” поведенческих манер для мальчиков и девочек, а уважение к их реальному поведению, какими бы они ни были. Также оно направлено на преодоление гендерных стереотипов, которые, как известно, являются одним из факторов риска возникновения поведенческих нарушений.

Каким образом собранные в этих ”учебных материалах” начинания способствуют достижению задач, указанных в государственной учебной программе детских дошкольных учреждений?

Исследования как в Эстонии, так и за рубежом убеждают в том, что соответствующее возрасту обширное преподавание полового воспитания в будущем сокращает риск возникновения поведенческих нарушений на сексуальной почве;

способствует, скорее, более позднему началу сексуальной жизни; повышает уровень знаний в области сексуальности и здоровья человека в целом; развивает навыки общения и взаимодействия; помогает лучше распознавать признаки насилия и злоупотребления личностью; оспаривать гендерные стереотипы, пагубно сказывающиеся на здоровом поведении человека; приводит к более активному использованию презервативов и эффективных противозачаточных средств;

сокращает число нежелательных беременностей; способствует лучшему пониманию своих прав (включая права детей и подростков на соответствующее их возрасту половое воспитание) и того, где и как искать помощи и защиты.

Всемирная организация здравоохранения и многие другие организации, занимающиеся вопросами здоровья и благополучия детей (UNESCO, Фонд ООН в области народонаселения, Европейская сеть омбудсменов по делам детей и прочие) твердо убеждены в том, что половое воспитание должно начинаться уже в дошкольном возрасте и продолжаться на протяжении всего школьного периода, охватывая при этом широкий круг тем и поддерживая безопасное становление и развитие ребенка.

Поделиться
Комментарии