Бюро Фри за 3 млн долларов представляет интересы Эстонии в возбужденном в США деле об отмывании средств.

Несмотря на то, что сам Фри это отрицает, информация, которую можно найти в публичном доступе, подтверждает, что еще несколько лет назад он (через другое свое предприятие Freeh Group International Solutions, LLC) представлял интересы Prevezon Holding, принадлежащей российскому бизнесмену Денису Кацыву и обвинявшейся в масштабном отмывании средств. Деньги Prevezon Holding переводились в том числе через эстонский филиал Danske Bank.

Отмечается, что именно Фри посодействовал досудебной сделке, по которой Prevezon Holding выплатила 5,9 млн евро ущерба, но виновной себя не признала. Такая развязка дела вызвала резкую критику со стороны общественности.

Министерство финансов Эстонии представило Фри общественности как специалиста высшего уровня, однако умолчало о том, чем он занимался последние 20 лет. Выясняется, что Фри представлял интересы людей по ту сторону баррикад: богатых и влиятельных людей, обвиняемых в отмывании денег; бизнесменов, в отношении которых установлены санкции; приближенных Владимира Путина (например, того же самого Дениса Кацыва ) и Дональда Трампа.

Какие именно задачи исполняет Фри и какими правами он наделен, министерство не раскрывает.

Карьера Фри как международного лоббиста и его сотрудничество с Россией начались после окутанного тайной ухода из ФБР. Так, 1 мая 2001 года Фри неожиданно сообщил общественности, что покидает пост директора ФБР. Всего полтора месяца до этого в США разгорелся шпионский скандал, который называют самым масштабным в истории страны.

Речь идет о разоблачении сотрудника ФБР Роберта Ханссена, который, как выяснилось, на протяжении более чем 20 лет работал на благо СССР и России. Американское издание Insight написало тогда, что Фри и Ханссен тесно между собой связаны. Журналисты отметили, что еще за пять лет до ареста Ханссена ФБР было известно, что один из высокопоставленных сотрудников бюро шпионит в пользу России. Несколько агентов сообщили о своих подозрениях начальству, но то никаких шагов не предприняло.

Стоит также отметить, что Луис Фри является другом известного американского политика, бывшего мэра Нью-Йорка и личного адвоката Дональда Трампа Рудольфа Джулиани, который в свою очередь имеет связи со сторонниками Путина. Он встречался, например, с Сергеем Лавровым, влиятельным бизнесменом Арой Абрамяном, пророссийским мэром Харькова Геннадием Кернесом.

Более подробно о сомнительных связях и деятельности Фри можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Несмотря на то, что Мартин Хельме заключил договор с адвокатским бюро Freeh Sporkin & Sullivan, имея на это полномочия от правительства, другие министерства и министры в процессе практически не участвовали. Даже в Министерстве финансов вопросом занимались исключительно советники самого Хельме.

Правительство обсуждало найм адвокатского бюро лишь однажды, 26 марта этого года. Тогда на выбор были представлены еще три бюро, и Министерство финансов получило право заключить договор с тем, кто подходит лучше всего.

В пятницу премьер-министр Юри Ратас сказал Eesti Päevaleht, что тогда ему сообщили, что Министерство финансов проводит конкурс и привлечет к процессу Министерство иностранных дел и Министерство юстиции. ”Правительству представили обзор проекта договора, заключаемого с адвокатским бюро, и условий отбора”, — добавил Ратас. На вопросы относительно всплывших сейчас обстоятельств премьер не ответил.

Сам Мартин Хельме отказывается предоставить общественности как сам договор, так и документы тендера, ссылаясь на коммерческую тайну. При этом Хельме сообщил, что правительство было в курсе происходящего. ”Подчеркиваем, что члены правительства одобрили проект договора и другие документы конкурса. Также премьер-министр был в курсе того, как проходит конкурс, после совещания 26 марта”, — сообщила пресс-служба министерства. При этом выяснилось, что найм бюро был произведен в порядке малой закупки, а не в порядке тендера (закон разрешает делать подобные исключения при закупке правовых услуг по представлению государства), поэтому обнародовать условия и обязательства министерство действительно не обязано. Юридически все корректно.

Поделиться
Комментарии