Евгения заказывала в салоне Practica новую кухню. Девушка полностью оплатила встроенную технику на сумму 786 евро, взяла в банке 2132 евро в кредит. Этот кредит Евгения продолжает выплачивать, хотя фирма уже не действует и заказ не будет выполнен.

Получается, что деньги уходят в никуда. А вместо кухни осталась пустая комната.

”Мы делали ремонт специально под новую кухню. Сейчас там только розетки и стулья есть. Готовим в мультиварке или ходим к маме. Посуду приходится мыть в ванной. Это ужасно, ведь дома муж, ребенок и четверо животных”, — говорит Евгения.

Купить новую кухню семье Евгении не на что. Новый кредит взять не получится, так как еще не выплачен первый. Банкротство фирмы не отменяет долговых отношений клиента с банком.

По словам ликвидатора фирмы Каупо Мейера, оставшихся без своего заказа и продолжающих выплачивать деньги за воздух, как Евгения, около 50 человек.

”Я заказала мебель в магазине на ул. Тяхесаю в августе 2019 года. Внесла 500 евро в качестве предоплаты, был указан срок доставки — 14 октября. А после началась эпопея: мои звонки и письма с требованием привезти мебель или возвратить деньги, их вранье. Я восхищаюсь фантазией продавцов, какие только причины не приводили в оправдание. На звонки этот Греков (член правления фирмы Avander . — Прим. ред.) не отвечал, но поговорить с ним все же удалось. Мне он лично обещал мебель в декабре, потом в письме назначил ”точную” дату с 28 по 31 января. Это каким надо быть циником, чтобы так изощренно врать о датах, когда ходатайство на банкротство было уже подано. До последнего дня магазин оформлял заказы и брал предоплату”, — негодует одна их пострадавших Инга.

Ни сном ни духом

О начале процесса ликвидации фирмы стало официально известно 22 января 2020 года. Документы о ликвидации были поданы 17 января. Однако 19 января магазин работал как ни в чем не бывало и принимал заказы у ничего не подозревавших клиентов.

”19 января покупали у них мебель для дочки. Она так долго выбирала. И кроме нас в магазине еще люди были, — говорит Оксана, одна из пострадавших. — Заказ должен был прийти в марте. Спустя несколько дней после оплаты случайно узнала, что фирма банкрот. Звонила в Департамент защиты потребителей, где узнала, что уже 17 января фирма подала заявление о ликвидации. Раньше я у них много мебели покупала, поэтому даже не подумала проверить их предварительно”.

Многие жертвы обмана уже подали жалобы в полицию, однако уголовное дело на момент написания статьи не было возбуждено. Клиенты фирмы также обращались в Департамент защиты потребителей, но департамент оказался бессилен в данном случае.

”Если в отношении продавца начат процесс банкротства или ликвидации, уже невозможно подать на него заявление в комиссию по потребительским спорам. Если предприятие ликвидируется, клиентам следует предъявлять свои требования ликвидатору”, — говорит Анне-Май Хелемяэ, эксперт по коммуникациям Департамента защиты потребителя.

Много долгов

Как сообщил Каупо Мейер, оба мебельных салона фирмы OÜ Avander закрыты с 24 января. Фирма неплатежеспособна, и ликвидатор подал заявление о начале процесса банкротства в Харьюский уездный суд.

”Трудовые договоры со всеми сотрудниками прекращены. У фирмы накопились долги на сумму 300 000 евро — невозвращенные займы и предоплаты клиентов, долги поставщикам”, — говорит Каупо Мейер.

По его оценке, причиной неплатежеспособности фирмы стала деятельность за последний год, неудачное расширение и возникший от этого ущерб.

”Оборот продаж был недостаточный, он не покрывал расходов и не приносил прибыли. У предприятия не получилось привлечь достаточно капитала, чтобы профинансировать открытие новых салонов. Возник недостаток средств для оборота”, — добавляет Мейер.

Поставщикам тоже недоплатили

Некоторые обманутые клиенты попытались напрямую связаться с фирмами-поставщиками, у которых Practica заказывала мебель. Например, Евгения заказывала мебель белорусского производства фирмы ИООО ”БелГро”.

От фирмы пришел ответ: ”Заказ на комплектацию поступил на нашу фабрику от компании Avander OÜ в начале декабря 2019 года, но так как предоплата не поступила, эта кухня не ушла в производство”.

Следовательно, предоплату за кухонную мебель с Евгении салон Practica получил, но до поставщика эти деньги не дошли.

В ИООО ”БелГро” ответили, что фирма Avander крупно задолжала и им. Тем не менее белорусская компания ищет решение, чтобы помочь заказчикам их кухонь в Эстонии.

Ирина сделала заказ 30 ноября. Она также осталась ни с чем и связалась с фирмой-поставщиком в Литве.

”Мне ответили, что мой диван готов, и я могу его получить, если заплачу 1400 евро за диван плюс 240 евро за доставку из Литвы. Так мне этот диван золотым станет. Ведь 700 евро я уже заплатила, — возмущается Ирина. — По телефону мне рассказали, что заказ они получили и выполнили, наша фирма производила оплату только при полном выполнении заказа. Теперь в Литве стоит машина с 14 наименованиями. Оплачивать их он (Андрей Греков. — Прим. ред.), по-видимому, и не собирался”.

Исчез в неизвестном направлении

”МК-Эстония” смогла поговорить с Леонидом Барабанером, который занимался проектировкой кухонь в мебельном салоне Practica. По словам мужчины, для него и других работников случившееся стало неожиданностью.

”Я узнал о банкротстве, когда пришел на работу 21 января. Все были в шоке.

По слухам, Андрей подал документы на банкротство, обналичил деньги фирмы и уехал. Прислал СМС секретарю с текстом вроде ”меня не ищите”. Это, конечно, свинство. Прежде никаких предпосылок, что такое может случиться, не было. Правда, были долги за аренду зала”, — вспоминает Леонид.

Он отметил, что в последний день работы весь товар из торгового зала распродавался за полцены. Сам он выкупил свой рабочий компьютер, где были его эскизы кухонь и информация о клиентах. Леонид смог договориться с некоторыми фирмами, выполняющими заказы Practica, чтобы клиенты могли напрямую получить свои кухни. Но вероятно, что это выйдет дороже изначальной цены. С техникой и прочей мебелью бывший дизайнер обанкротившейся фирмы помочь не сможет.

Судя по тому, что удалось выяснить самим пострадавшим, проблемы с оплатой заказов у фирмы и, в частности, у владельца Андрея Грекова начались уже давно.

”Я созвонилась с головным офисом фабрики ”Неман”. Там сказали, что последняя отгрузка была 30 августа, за которую Греков частично тоже не рассчитался. После этого они заказы комплектовали, кухни изготавливали, но не отправляли, ждали. Они с ним работали больше 10 лет”, — говорит Инга.

Сложившуюся ситуацию можно считать мошенничеством, если будет возможность доказать, что владелец фирмы заведомо брал с заказчиков деньги, не собираясь оплачивать заказы поставщикам.

К сожалению, с самим Андреем Грековым не удалось выйти на связь. Все известные телефонные номера, по которым раньше можно было его найти, отключены, электронное письмо также осталось без ответа.

С юридической стороны процесса, Греков сделал все по закону, подав документы о банкротстве фирмы и ее ликвидации. В этом случае клиенты фирмы действительно могут остаться ни с чем, если выяснится, что у фирмы и владельца нет средств на выплату долгов.

Остается лишь надеяться, что покупателям удастся доказать, что был умышленный обман.

Понесшие убытки уже написали заявления в полицию и надеются, что так же поступят все остальные обманутые клиенты фирмы.

Ликвидатор уже подал в суд документы о банкротстве компании. Первое заседание состоится 10 марта в Харьюском уездном суде. Присутствовать на заседании могут и клиенты Avander OÜ. Еще лучше, если будет присутствовать юрист/адвокат, представляющий их интересы.

Поделиться
Комментарии