А самое смешное, что недружелюбные реплики и действия в адрес коалиционных партий и представляющих их персон нынче поступают по большей части не извне, со стороны негативно относящихся к действующим министрам политиков из противоположного ”лагеря” или от враждебно настроенных СМИ, а как раз изнутри, в виде пикировки между самими партнерами.

Правда, и делается это не так демонстративно, как уход президента из зала во время принесения присяги ”калифом на час” Марти Куузиком, а более скрытно, по принципу ”не выносить сор из избы”. Но кое-какие отголоски все-таки доносятся до широкой общественности. Да и негигиенично это — держать долго всякую пакость в собственной избе…

Работа над ошибками


Один из свежих примеров — легкий кипиш вокруг выборов председателя парламентской Комиссии по проблеме развития преподавания эстонского языка. (Оказывается, есть и такая проблема!).

Легкий-то он легкий, но страсти разгорелись нешуточные. И хотя в состав комиссии входят всего пять человек, включая председателя и его заместителя, однако при этом всё как у взрослых: зарплата председателя почти на 1200 евро больше, чем у ”рядового” депутата (4009 евро), тогда как у заместителя оклад превышает эту сумму всего на 617 евро. То есть прибавка председателя вдвое больше, чем у его зама.

Судя по косвенным признакам, существовала некая предварительная договоренность, согласно которой пост председателя предназначался Михаилу Стальнухину от Центристской партии (старшего партнера коалиции); тогда как его заместителем должен был стать представитель оппозиции (Партии реформ) Ээрик-Нийлес Кроссь. Однако по итогам голосования выяснилось, что произошла непредвиденная рокировка, и оба лидера поменялись местами. Точнее — их поменяли (почувствуйте разницу!)

Естественно, разочарованный коварством партнеров Стальнухин тут же подал в отставку с поста зампредседателя комиссии, что, согласно действующим правилам, автоматически привело к роспуску всей комиссии. Требовалось исправлять ошибку…

Поскольку голосование, проходившее в прошлый четверг, было тайным, то указать точно на члена комиссии, не подчинившегося партийной дисциплине, возможным не представляется.

Однако, действуя методом исключения, руководство входящей в коалицию партии Isamaa посчитало за благо отозвать из этой комиссии известного семиотика Михаила Лотмана, которого многие уже давно (и вполне справедливо) подозревали в отсутствии симпатий к центристам. Вместо него ”отечественники” делегировали в комиссию Прийта Сибула, после чего повторное голосование дало вполне желаемый результат: Стальнухин — председатель, Кросс — заместитель. Граждане довольные расходятся по домам.
Правда, хотя в итоге коалиционная справедливость и партнерская солидарность восторжествовали, однако осадок все-таки остался…

Под ковром и на ковре


Впрочем, приведенный пример — скорее из разряда подковерных баталий между единомышленниками. Тогда как имеются и совсем другие, вполне открытые. Немного на грани абсурда, ну так это сегодня в рамках нормы.

Наиболее показательные выступления на тему ”коалиция нерушима, как никогда” состоялись в начале июня, когда оппозиционная Партия реформ затеяла в парламенте вотум недоверия министру внутренних дел Марту Хельме.

В принципе изначально всем было понятно, что вотум не пройдет, однако при всей предсказуемости результата кое-какие любопытные штришки компенсировали рутинность процедуры.

Первой пример принципиального подхода к делу показала центристка, экс-старейшина района Ласнамяэ Мария Юферева-Скуратовски, которая голосовала против вотума, но решила не ограничиться простым нажатием кнопки, а прокомментировать занятую позицию, чтобы хоть как-то оправдать ее в глазах большинства своих избирателей.

”Я уже неоднократно подчеркивала, — сочла необходимым напомнить депутат, — что оскорбительные высказывания некоторых представителей партии EKRE я однозначно осуждаю, но я приняла решение поддержать коалицию, так как считаю, что лучше быть полноценным участником политических процессов, нежели наблюдать за ними со стороны и просто критиковать”.

То есть, рулить интереснее, чем указывать на ошибки. КУДА при этом зарулишь — уже не так интересно, да и вообще неважно…

Гораздо более ответственный, хотя и более рискованный подход к проблеме продемонстрировала состоящая в партии Isamaa Виктория Ладынская-Кубитс, которая, в отличие от Юферевой-Скуратовски, проголосовала за вотум недоверия Марту Хельме. Она привела такое объяснение: ”Если тебя спрашивают как депутата — ты веришь? — то мой откровенный ответ: нет. Причин целый список. И прежде всего, это поливание грязью людей из разных социальных групп”.

Многие, в том числе и соратники по партии, после такого шага Ладынской-Кубитс высказывались в том смысле, что было бы логичным, если политик не верит лидеру партии, с которой его же политическая сила сотрудничает, выйти из Isamaa. Но Виктория так не считает: ”Я вижу, что некоторые политики в Facebook и СМИ пытаются мне сказать, что я должна выйти из партии. Слушайте, друзья, моя партия — это все же моя партия. Мои решения — все же мои решения. Я придерживаюсь взглядов Isamaa. Я никуда не уйду. Свои решения я принимаю, исходя из интересов своих избирателей и интересов отечества. Как я их воспринимаю и как я считаю, так я могу их защищать. Ситуация в политике может быть разной — взгляды и мировоззрение остаются”.

Чисто по-человечески мне лично такая позиция крайне симпатична.

Правда, кое-кто пытается убедить меня, да и вообще весь электорат, что ее поступок был полностью согласован с руководством Isamaa и вообще продиктован корыстными интересами. Но когда корыстный интерес политика совпадает с моими представлениями о порядочности и честности, то я готов закрыть глаза даже на тот факт, что он — политик — согласовал свой поступок со своим начальством. Побольше бы такого корыстного интереса!

А, кстати, вы уверены, что действия Юферевой-Скуратовски продиктованы исключительно бескорыстием?

…Чем утка под кроватью


Радует в описываемой ситуации вот еще что. У коалиции, сшитой наспех (как выражаются портные — на живую нитку), у коалиции, в которой противоречия не только постоянно возникают, а вообще не прекращаются, к счастью, мало шансов продержаться на политической арене достаточно долго. Хотя владелец банка Bigbank Парвел Пруунсильд еще в апреле, по горячим следам парламентских выборов и начала формирования коалиции, предсказал, что придет время, и нынешние поколения будут благодарить Юри Ратаса за создание коалиции с EKRE. На осознание эстонским народом своего счастья банкир отпустил 2-3 года.

Но, во-первых, при нынешних темпах создания и распада различных политических содружеств можно смело сказать, что за указанный срок либо ишак умрет, либо эмир подохнет… А во-вторых, пара-тройка теплых слов, сказанных в нужное время и в нужном месте (а главное — в нужный адрес!), еще никому не повредила, а пользы от них может быть, между прочим, целый вагон. Или даже эшелон — все зависит от масштаба вашего бизнеса.

Показательно, однако, другое. Эти свои анализы и прогнозы крупный финансист подкреплял ссылкой на мнение уже упоминавшегося выше политика и ученого Михаила Лотмана, который тогда же афористично высказался: что ”лучше EKRE в коалиции, чем в оппозиции”.

Имелось в виду, что здесь, в коалиции, крайне правые национал-консерваторы будут как бы под рукой, и их легче таким образом контролировать. Однако контролировать EKRE — это примерно то же самое, что пытаться перевоспитать аллигатора, сделав его вегетарианцем.

Впрочем, слова Лотмана можно трактовать по-разному. Например: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Или (кому что больше по вкусу): лучше синица в руках, чем утка под кроватью.

Поделиться
Комментарии