Выбор центристов ”первым номером”, по крайней мере, в очереди на уже именно переговоры, а не аморфные консультации, с одной стороны, внушает некоторый, пусть осторожный, оптимизм, а с другой — никого ни к чему не обязывает и никому ничего не гарантирует. Не получится с этими — другие сговорчивее будут. Какая из коалиций — дуумвират или тройственный союз — окажется прочнее и долговечнее, тоже бабушка надвое сказала, тут гадай — не гадай, а только время покажет.

Никогда не говори ”никогда”

Любопытная деталь из рубрики ”апропо”. В своем первом интервью по горячим следам после подведения итогов выборов лидер реформистов на вопрос о приоритетах при формировании коалиции сообщила: ”Соцдемы и „Отечество” будут первым предпочтением”. И вот — время вносит свои коррективы, даже если это очень короткое время…

Но при любом раскладе остается вопрос, потянет ли Кая Каллас воз премьерства? Я хочу быть правильно понятым: никаких принципиальных возражений против того, чтобы Кая Каллас стала премьер-министром, у меня нет. Просто весь ее послужной список до сих пор не содержит в себе ни одной должности уровня первого лица. А для главы правительства такой опыт — один из главных критериев.

Работа в Рийгикогу (2011-2014, председатель комитета по экономическим вопросам) не может здесь идти в зачет, поскольку не предполагала ни должной степени общей компетентности, ни, тем более, ответственности. Еще меньше отвечает такому требованию работа в Комитете по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента, куда она была избрана в 2015 году. В любом случае она малоизвестна в качестве сильного лидера, способного возглавить сплоченную команду, а тем более мобилизовать население целой страны, как это делали ее отец или Андрус Ансип.

Теоретически вероятна ситуация, при которой она может стать номинальным главой правительства, а фактическим — Сийм Каллас. Но, во-первых, она мало похожа на марионетку, которая согласна, чтобы ее дергали за веревочки. А во-вторых, принц-консорт — явление, встречающееся довольно часто, но про женский вариант такого статуса до сего времени что-то не было слышно.

Вообще-то сам Каллас-старший тоже мог бы претендовать на кресло премьера, тем более что оно ему не вчуже. Но захочет ли взваливать на себя такое бремя? Все-таки годы… Тогда он стал бы самым ”возрастным” главой кабинета, вступающим в эту должность, за всю историю Эстонской Республики, включая и период с приставкой ”Советская”. А уподобляться кремлевским геронтократам ему как-то не в масть. Быть серым кардиналом? Тоже несолидно. Еще менее вероятно, что он захочет быть ”кукловодом”, паче того — для собственной дочери. В общем, как ни крути, а не царское это дело!

В принципе партия-фаворит может выдвинуть из своих рядов какую-то другую, помимо председателя — реального или почетного, — кандидатуру на пост главы правящего кабинета. И у Партии реформ в этом смысле, на первый взгляд, достаточно вместительная скамья запасных игроков. Но только на первый.

Сийма Калласа мы уже обсудили. Следующий за ним Урмас Паэт имеет слишком мягкий характер. Юрген Лиги — напротив, слишком жесткий, а Кристен Михал, к тому же, еще и неуравновешен, и непредсказуем. Все остальные не обладают достаточной харизмой.

Получается, что из ближайших к Калласам в списке баллотировавшихся реформистов, набравших больше всего избирательских голосов, наиболее удачным претендентом на пост главы правительства, на мой взгляд, мог бы стать Марко Михкельсон. До сих пор он показал себя как честный, компетентный и ответственный политик. Но одно дело — возглавлять парламентскую комиссию, даже столь важную, как курирование и регуляция международных отношений, и совсем другое — руководить всей исполнительной властью в стране. В этом они схожи с Каей Каллас.

”Если бы директором был я”

Где-то в середине 1960-х большинство газет СССР подхватили инициативу журналистов ”Литературки”, опубликовавших серию статей под такой рубрикой. Ее революционность заключалась в том, что корреспонденты ставили под сомнение компетентность и профессионализм тогдашних ”командиров производства” и смело предлагали свое видение проблем и способы их решения. Время довольно быстро показало, что в такой революционности было еще больше дилетантизма, чем в заскорузлой, но все-таки как-то действовавшей системе номенклатурных ”выдвиженцев”, и инициативу быстро свернули.

Но вот на этих днях прозвучал привет из тех лет. Политолог Пеэтер Тайм в интервью порталу rus.err.ee высказал мнение, что Юри Ратас должен бы задуматься о своей отставке. Буквально это было сформулировано так: ”Я бы на его месте подумал о том, чтобы передать вожжи управления партией кому-то другому”.

С уважением относясь к позиции квалифицированного эксперта, тем не менее, хочу уточнить: для того, чтобы думать об уходе с какого-то места, не худо сначала, как минимум, это место занять…

А, с другой стороны, если уж мы вспомнили этот старый почин, то, закольцовывая сюжет, внесу и свои пять копеек (или центов — дабы не быть обвиненным в прокремлевских настроениях).

Так вот: если бы лидером победившей партии (неважно, какой именно) был я, то я мог бы предложить пост премьер-министра главе партии-партнера. Тем более если у него, допустим, уже есть немалый опыт работы в этой должности, включая период председательства страны в Совете Евросоюза… Но, конечно, при одном жестком условии: все КЛЮЧЕВЫЕ министерские посты, а может, и просто ВСЕ, будут заняты представителями моей партии. Кроме, может быть, министра здравоохранения и окружающей среды.
В общем, дело за малым — осталось возглавить какую-нибудь влиятельную партию…

Три девицы под окном

У Эстонии уже есть женщина-президент. Велика, как мы только что убедились, и вероятность появления женщины — премьер-министра. А поскольку сама Кая Каллас в одном из недавних публичных высказываний положительно отозвалась о Яне Тоом, то почему бы не представить себе ситуацию, при которой реформистам удается-таки создать коалицию с центристами, и в результате переговоров спикером Рийгикогу становится нынешний евродепутат от Партии центра. Достойный триумвират.

И снова Эстония впереди планеты всей. Правда, до сих пор наша страна была последней в Балтии, где женщина заняла один из высших постов государственной исполнительной власти: и Литва, и Латвия опередили нас в этом. Значит, надо брать реванш, и сразу по трем ветвям.

…У Сергея Довлатова в ”Записных книжках” есть такой эпизод: ”Наш босс пришел в редакцию и говорит: „Вы расходуете уйму фотобумаги. Она дорогая. Можно делать фото на обычном картоне?”. Генис изумился: „Как?” „Очень просто”. „Но ведь там специальные химические процессы! Эмульсионный слой и так далее…”. Босс говорит: „Ну хорошо, попробовать-то можно?””.

Вот и я о том же…

Поделиться
Комментарии