Все доктора говорят о здоровом питании, но что это значит, объяснить в нашем, в общем-то, благополучном цивилизованном мире не может никто. Или никто не сталкивался с утверждениями одних медиков-диетологов, что пить кофе — вредно, когда другие заявляют обратное? Кто прав? Ответ на этот вопрос мучает не меня, серьезно занимавшегося проблемой, а тетю Машу, то есть среднестатистического пациента. Но в глобальном мире это незнание и невежество мало кого волнует, это второстепенная, если третьестепенная проблема.

В нашем капиталистическом обществе главное — деньги и прибыль! Обратите внимание, какие отрасли медицины получают самое стремительное развитие? Пожалуйста: фармакология, медтехника и биотехнология. Будучи автором признанной в мире концепции гуманной медицины новорожденного, я встречался с послами ООН более ста государств мира в качестве выдвинутого в 2004-2005 годы Эстонией кандидата в члены Комитета по правам ребёнка ООН.

Трудно сосчитать число встреч с представителями разных стран в этой ведущей международной организации, с огромным числом специалистов со всего мира. Одна из них прошла в Нью-Йорке, в Эстонском доме. Там я читал дипломатам около ста стран лекцию о правах недоношенного ребенка. Вывод — это никого не заинтересовало! И снова встает чертовский важный вопрос. В каком же все-таки обществе мы живем на самом деле? То, что, к сожалению, личность, человек и его права — остаются ценностью больше на бумаге. А в жизни иначе — прибыль и ещё раз прибыль. Об этом — чуть ниже.

Что же в этой ситуации я могу предложить читателям, как диабетик? Первое — диабетик обязан иметь познание о поедаемой пище. Важно знать, что здоровое питание присутствует только в книгах о вкусной и здоровой пище. Но важно, и особеннодля диабетика, понимать, что питание должно быть только правильным. Это означает, что как только пища попадает в рот, тут же начинается её усваивание, затем в желудке, в двенадцатиперстной кишке и далее. При этом пища должна разлагаться полностью. Но последнего, как правило, не получается. Причина в том, что на это не обращают внимания.

А зря. Не только Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), но и многие люди, знают, что здоровье человека зависит от врачебной помощи на 10%, по 20% приходится на генетику и экологию, а от усилий самого человека — на 50%. В эти 50% входит и питание, как фактор здоровья человека. За последние сто лет наше питаниеизменилоськардинально. Столько, сколько сейчас, человек никогда не ел, объемы поглощаемой пищи выросли взрывообразно.

Считают, что и это — причина распространения диабета. Эстонский крестьянин употреблял в пищу 10-15 видов продуктов питания. Каждый сам выращивал картофель, репу, зерновые, получал молокоот коров и коз, охотясь, добывал мясо, ловил рыбу. Пища его была экологически чистой.

Сколько сегодня в рационе человека насчитывается продуктов питания, точно никто не знает. Вариаций — множество. Кардинально изменилось качество пищи. И чаще всего не в лучшую сторону. Продукты полны ”химии”, в частности, с целью усиления вкусовых качеств, удлинения сроков хранения. Человек по своей природе ленив и вот ему уже навязывают полуфабрикаты, готовую пищу, которую можно неделями-месяцами хранить в холодильнике.

Помню много лет назад приехал в Таллин иностранец и пожаловался на низкое качество какого-то продукта питания — в холодильнике две ночи он слегка подпортился. И я его удивил — говорю: наоборот, значит, это была хорошая, ”живая” еда. Без консервантов!

Но такое — не на пользу человеку, это — в интересах производителей. Наша пищевая промышленность поёт нам песни о преимуществах эстонских продуктов питания, произведенных в Эстонии. Но, если это так, то отчего у нас так много больных и болезней?

Потому что предлагаемая нам сегодня пища во многом — ”мертвая” еда. Дело зашло так далеко, что тела умерших разлагаются в земле дольше предусмотренного прежними кладбищенскими нормами.И только потому, что человек ныне напичкан химией так, что тело умершего, образно говоря, бальзамировано. Об этом стоит задуматься и понять, что рот — не контейнер, который можно наполнять любой едой.

Во многом новые тенденции предопределены американской культурой быстрого питания ”fastfood”. Но я вспоминаю наши кафе и даже забегаловки, и пусть меня не упрекают за ностальгию о ”счастливом прошлом”, но наша пища на самом деле была лучше. Помню, когда между Таллинном и Хельсинки стали курсировать теплоходы, то финны закупали нашу вареную колбасу — она была дешевой, но главное, в ней не было крахмала и наполнителей, создававших привлекательный вид продукта.

Что ещё важно. Молодые годы я провел врачом-педиатром в Казахстане. И многие, кто приехал жить туда из европейской части страны, приноравливались к местной культуре питания. Мы с супругой этого избежали. И потому не болели так часто, как те, кто питался на казахский манер. Тогда я еще не умел это объяснить. Поэтому сегодня, когда Европа переживает наплыв мигрантов, мы должны быть осторожными, чтобы не навязывать им нашу культуру питания, ибо это причинит им только вред.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, чем ты болен

Этим примером я хочу подчеркнуть первое золотое правило– питание должно быть индивидуальным. Это из той же оперы, что новые веяния в медицине, предполагающие индивидуальное лечение и препараты (почему в Эстонии и создан генный банк –Geenivaramu).

Конечно, питание не может оставаться неизменным. Но доказано, что искусственные питательные смеси для грудничков не только не замещают грудное молоко, но и вредно сказываются на его здоровье в будущем.

Наука о питании человека добилась больших успехов в изучении состава, питательности и качества употребляемой людьми пищи. Но полностью так и не установлено, какая пища подходит организму отдельно взятого человека?

Хотя кое-что известно — так виноград приемлем в пищу трем людям из восьми. Это ссылает нас к концепции скрытой пищевой непереносимости. Ее автор Герберт Ринкель. В тридцатые годы прошлого века он собрал группу людей с теми или иными болячками и стал исследовать, как сказывается на здоровье каждого из них в отдельности изъятие из меню по одному продукту питания.

И, о чудо! У одного нормализовалось кровяное давление, другого — перестали болеть суставы и так далее. Тут и задумались о необходимости индивидуального питания. Стали изучать работу ферментативной системы пищеварения, состав бактерий… Кстати, когда я работал над своей докторской работой, то изучал бактериальные составы в организмах матери и ее недоношенного ребенка. Выводы поразили — удалось выяснить, какие бактерии совместимы для них, какие — нет.

Сегодня уже признано, что в организме взрослого человека ”живет” от двух до двух с половиной килограмма бактерий! Более того, они образуют микробиоту–экологическое сообщество самых разных микроорганизмов. Выяснили, что их роль столь важна, что микробиота признана человеческим органом — в одном ряду с сердцем, почкой…

Уже есть научное мнение о том, что болезни человека: и онкология, и диабет, станут излечимыми благодаря глубокому исследованию сообщества бактерий в организме человека.

Есть удивительные примеры. Появились доноры, поставляющие свои фекальные бактерии для того, чтобы их вводили в прямую кишку страдающего воспалением толстой кишки. И через два-три приема больной полностью восстанавливал свое здоровье. Можно себе только представить, какие перемены ждет медицина ближайшего будущего.

Новации ожидаются и в изучении нашей иммунной системы. Поясню. Всасывание пищи в кровеносный сосуд происходит в тонкой кишке. Когда пища распадается на конечные продукты, те попадают в кровь и разносятся по организму. Это — кирпичики, из которых построены его ткани. В течение трёх месяцев они полностью обновляются. Но те продукты распада, которые не всасываются в кровеносные сосуды, это — антигены, чуждые организму, который встречает их в штыки — вырабатывая против них антитела. Это и есть иммунобиологический защитный барьер.

Известно, что аллергологи не очень-то признают этот механизм. Они говорят в основном лишь о сверхчувствительности к определенным продуктам питания — например, для них появление у ребенка коросты от съеденной клубники и есть аллергия. На самом деле речь идет о псевдоаллергических заболеваниях и тому есть глубокие научные объяснения. Так, удивительно поверхностны аллергологи и к реакции организма на целый ряд продуктов (например, капуста, редис, рыба), а именно, к игнорированию механизма его переваривания в организме.

Упреки можно высказать и современной фармакологии, которая выбрала для своего развития линию наименьшего сопротивления. Она заинтересована в том, чтобы посадить на фармацевтическую "иглу" все человечество. Так, всех нас убеждают в необходимости принимать лекарства, которые уменьшают уровень в организме чрезмерного холестерола. Но все больше сведений о том, что беда не в нем, а в качестве стенок кровеносных сосудов, гладкая поверхность которых превращается в ”наждачную”. Именно шероховатости поверхности стенок приводят к ”склеиванию” с ними частичек холестерола.

Я знаю немало людей, которые сумели отказаться от таких препаратов, наладив правильное питание. Отсюда вывод — может и сам человек предпримет что-то для того, чтобы не впадать в фармакологическую зависимость. Вот я тоже иногда применяю препараты, снижающие уровень холестерола. Но я слежу за тем, чтобы не злоупотреблять таблетками, наоборот, стремлюсь уменьшать дозу и частоту приёма лекарства. Конечно, консультируясь с докторами-специалистами.

Окончание следует…

Поделиться
Комментарии