Я никоим образом не ставлю знака равенства между этими тремя историческими фигурами. Просто все они, безусловно, значимы — каждая для своей страны и своего народа, и каждая по-своему, но без каждой (каждого!) из них история была бы совершенно иной, и этих стран по отдельности, и вообще история. А, стало быть, они заслуживают быть увековеченными. Иной разговор, КАК

Пред горделивым истуканом

Придавать сакральное значение кускам металла, камня или дерева, предварительно снабдив их внешним сходством с конкретной или абстрактной человеческой фигурой, было свойственно людям на протяжении всей истории цивилизации. В обращение пускались также изображения животных, рыб и птиц, но каждое из них символизировало либо какие-то отдельные человеческие качества, либо человека (человекоподобное божество) ”полностью”.

При этом истуканы наделялись свойствами и способностями, которыми не обладали, но очень хотели обладать сами их создатели. Таким образом наши пра-пра-пращуры делегировали своим кумирам могущество, позволяющее им управлять стихиями и даже планетами, а через них и судьбами — как отдельных людей, так и целых народов, да еще руководить поведением зверей и растений и производить массу других захватывающих действий.

За прошедшие тысячелетия человек превзошел квантовую механику, неэвклидову геометрию, бином Ньютона, теорию относительности, термоядерную реакцию и генную инженерию, но отношение к памятникам осталось таким же, как и на заре туманной юности вида гомо сапиенс. То есть — под настроение — от настороженно опасливого до восторженно раболепного. Ну, а там и по пословице: от любви (обожания) до ненависти — один шаг…

Впрочем, встречаются исключения. Один мой добрый приятель, скажем, очень огорчился, когда, где-то вскоре после августовского путча 1991-го, восторженной толпой был сброшен с пьедестала памятник Дзержинскому на Лубянской площади в Москве. При этом приятель мой отнюдь не безоглядный поклонник ”железного Феликса”, а очень известный скульптор (не хочу называть его имя, поскольку не имею на то от него полномочий), и огорчение его носило исключительно профессиональный характер. По его мнению, с исчезновением этого памятника площадь как бы ”развалилась”, потеряла свою архитектурную доминанту, некую ось, на которую был нанизан весь её ансамбль.

Под впечатлением утраты он даже предложил воздвигнуть на этом месте ”альтернативный” монумент — статую девочки с воздушным шариком на длинном шпиле-ниточке. Что-то в духе знаменитой групповой скульптуры-фонтана ”Детский хоровод вокруг Крокодила” в Сталинграде, единственного артобъекта, уцелевшего в разрушенном бомбежками городе и запечатленного фронтовым фотокорреспондентом Эммануилом Евзерихиным на фоне руин.

Мой приятель даже изготовил макет предлагаемой им статуи. И даже экспонировал его на своей персональной выставке в зале одной из многоэтажек ”вставной челюсти Москвы” — Калининского проспекта, ныне Нового Арбата, где в те годы располагались комитеты и комиссии Верховного Совета РСФСР до его переезда — уже в качестве Государственной Думы РФ — в Охотный Ряд. Депутаты смотрели, одобряли, жали скульптору руку, но за множеством неотложных государственных дел их собственные руки до сооружения таковой скульптуры не дошли…

А кстати о Крокодиле

Скульптурная группа, про которую я упомянул, представляет собой тоже что-то вроде памятника, который ”посвящен” Крокодилу, проглотившему Бармалея и тем самым избавившему детей от нависшей над ними угрозы. Вот благодарные дети и водят вокруг спасителя свой радостный хоровод.

На мой взгляд, именно такими и должны быть памятники вообще. Не истуканами наподобие тотемных идолов на капищах наших пра-пра-предков, от которых ждут (требуют), чтобы они послали хороший урожай, удачную охоту или победу над соседями-врагами, а СМЫСЛОВЫМИ, т.е. реализованными в долговечном материале символами. И символами не только (и даже совсем не обязательно) могущества или процветания; таких истуканов, простирающих свои указующие или карающие длани в разные стороны света, или подавляющих своими размерами рядового зрителя, по городам и весям натыкано достаточно.

Спорят: нужен или не нужен в России памятник Сталину? По-моему, здесь нет предмета для дискуссий. Конечно, нужен. Только не в каждой деревне и не на каждой городской площади, а один, и в самом подходящем для него месте. Но чтобы при взгляде на него становилось безоговорочно понятно, ЧТО этот вождь сделал для своего народа и своей страны, и КАКУЮ ЦЕНУ заплатили эти народ и эта страна за его деяния.

И если руководствоваться таким принципом, то, скажем, для Германии столь же необходим памятник Гитлеру. Не как предмет для поклонения, а как наглядное — и УБЕДИТЕЛЬНОЕ — напоминание о трагедии, пережитой из-за него человечеством.

А Константин Пятс… Что ж, его дела действительно носят противоречивый характер. Но своей жизнью, а пуще того — своей кончиной, он искупил ту вину, которую ему приписывают (возможно, и вполне обоснованно) некоторые политики и исследователи. И тем самым заслужил право быть запечатленным в памяти потомков. Право стать памятником…

P.S. Все, что вы только что прочитали, относится к памятникам политическим деятелям. Что же касается памятников знаменитостям от культуры, то о них — особый разговор, который, как и само по себе служенье муз, не терпит суеты. Возможно, мы к нему еще когда-нибудь еще и вернемся.

Поделиться
Комментарии