Существование в нашей стране двух параллельных систем образования на эстонском и русском языках – это сегрегация и искусственное разделение общества на эстонцев и русскоязычных жителей. Разделение на эстонские и русские школы, на эстонские и русские детские сады разобщает общество и создаёт неравные возможности для участия в общественной жизни и самореализации. Всё больше и больше русскоязычных родителей это понимают и отдают своих детей в школы и детские сады с государственным языком обучения.

Драматичнее всего ситуация в Таллинне, поскольку здесь у власти уже много лет Центристская партия, которая провозгласила себя «защитником» русскоязычного населения. Именно в столице Эстонии особо активно проявляют себя сторонники «Русской школы», которые приобрели высокого покровителя в лице вице-мэра Таллинна Михаила Кылварта. Их цель известна – сделать так, чтобы русскоязычная школа оставалась русской.

И, желательно, по образу и подобию России. С одной стороны, такая забота о сохранении образования на родном языке понятна. С другой стороны, такие требования и уместны исключительно в России. Но мы живем в Эстонии, в Европейском Союзе. Соответственно, образование в нашей стране ориентировано на европейские ценности и открытый мир. Те, кто желает для своих детей образования исключительно на русском языке, лишает их полноценного будущего в Эстонии, резко сужает границы их мира и не дает возможности сделать достойную карьеру именно в нашей стране.

Государственная служба, муниципальная служба, сфера образования и здравоохранения, работа в полиции и в армии - все это требует не просто свободного владения государственным языком, а владение предметами на государственном языке. И разговорного языка здесь недостаточно.

Сегодня Михаил Кылварт занимает кресло председателя городского собрания Таллинна и продолжает политику сегрегации образования. Именно Михаил Кылварт «горячо» способствовал тому, чтобы образование в трех русскоязычных школах Таллинна осталось исключительно на русском языке.

Что это за школы? И какое место в рейтинге эстонских школ они занимают по итогам 2017 учебного года? Это Tallinna Kesklinna Vene Gümnaasium (116 место из 179), Tallinna Linnamäe Vene Lütseum (120 место), Tallinna Lasnamäe Vene Gümnaasium (165 место).

«Успехи» говорят сами за себя. Так называемые «защитники» русских школ кричат, что дети должны сохранить свою идентичность, и поэтому нельзя лишать их права на учебу на родном языке. Я с этим полностью согласна. Только национальная идентичность формируется в семье: идентичность – это не только язык, но и общая культура, и воспитание, которые дают родители. А школа должна создавать условия для изучения русского языка. И ни в одном документе не говорится, что все учебные предметы в школе должны преподаваться исключительно на русском языке. Иногда таким чиновникам, как Михаил Кылварт, нужно слушать не своих политических наставников, а самих детей.

Политика сегрегации образования в Таллинне привела «опекунов» русского образования и к проблемам другого рода – к проблемам кадрового потенциала русской школы. В ноябре провалился конкурс на должность директора Tallinna Lasnamäe Vene Gümnaasium. Конкурсная комиссия не смогла выбрать подходящего кандидата из длинного списка претендентов, и до конца учебного года гимназия останется без руководителя. Неужели настолько обеднела русская школа в интеллектуальном смысле, что не в состоянии предложить нормальных лидеров и эффективных руководителей?

Я предлагаю отменить искусственно навязанную сегрегацию образования в Эстонии и заняться переходом на обучение на государственном языке начиная с детского сада. Ни в коем случае не призываю форсировать процесс или применять механизмы принуждения. Наоброт, следует стимулировать преподавание на эстонском языке.

Я предлагаю установить доплату в размере до 30% от оклада преподавателям, для которых эстонский язык не является родным, но которые ведут преподавание на эстонском языке. На первом этапе возможно сохранение нескольких образовательных программ в рамках единой школы с последующим переходом к единой системе образования. При этом русский язык и литература должны не просто остаться в школах, их преподавание должно выйти на более высокий уровень.

Следующие 4 года должны стать периодом серьезных реформ в системе школьного образования Эстонии. У всех детей нашей страны должны быть равные возможности, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда вне зависимости от того, какой язык для них является родным.

Нам нужны единая сильная страна, единое в своем разнообразии общество и единая школа будущего.

Поделиться
Комментарии