Спектр обсуждаемых тем на этих мероприятиях практически безграничен — это далеко не только политика, но экология, культура, педагогика и т.д. Дискуссии обычно трехъязычны — помимо местного государственного языка, используется также русский и английский, что позволяет привлечь широкую общественность и иностранных гостей.

На фестивалях свободно высказываются и уважительно выслушиваются самые разные, порой экзотические идеи. В целом, эти мероприятия выглядят признаком реального существования гражданского общества в Балтийских странах.

Однако в нынешней России представить себе аналогичный фестиваль невозможно. Хотя российская Конституция формально гарантирует свободу слова, но фактически допустима лишь официальная точка зрения с небольшими нюансами. Например, по российскому телевидению возможна критика отдельных шагов правительства, но никогда — политики президента.

Похожая картина существует и в российской Государственной думе, где уже 18 лет абсолютно доминирует партия ”Единая Россия”. Но для того, чтобы создавать иллюзию демократии, там также присутствуют 3 другие фракции, которые ничего не решают. Эта ситуация очень похожа на фиктивную ”многопартийность”, которая существовала в бывшей ГДР — там, кроме коммунистической, также легально существовали и другие партии, но абсолютно послушные власти. Агент КГБ Путин в свое время служил именно в ГДР — и, видимо, перенес этот опыт в современную Россию.

А с реально оппозиционными партиями в России — совершенно другая картина. Съезды движения Михаила Ходорковского разгоняются полицией. Партию Алексея Навального власть отказывается зарегистрировать, закрывая тем самым ей возможность участия в выборах.
Событие, похожее на дискуссионный фестиваль, состоялось в России ровно 6 лет назад. В августе 2012 года в поселке Репино (Kuokkala) под Санкт-Петербургом был организован ”Белый Форум”. Это мероприятие объединило представителей различных общественных сил — либеральных, левых, правых, а также ингерманландских и карельских регионалистов. При этом все участники умели слышать и понимать друг друга, и даже пытались разрабатывать совместные политические проекты. Видимо, это становление гражданского общества показалось Кремлю очень опасным.

И с тех пор такие форумы в России невозможны. Ни один владелец клуба или загородного пансионата, опасаясь проблем с властями, не сдаст его в аренду для проведения действительно свободной политической дискуссии. Кстати, убитый в 2015 году Борис Немцов также был активным участником ”Белого Форума”…

С 2012 года, когда начался третий президентский срок Путина, российские законы существенно ужесточились. Теперь любая неугодная властям точка зрения может быть объявлена ”экстремистской”, ”оскорбляющей чувства”, ”разжигающей вражду” и т.д. Кстати, в российском уголовном кодексе нет четкого правового определения слова ”экстремизм”, и часто под ним понимается просто критика властей и существующих порядков. Законы ”против экстремизма” используются как средство политических репрессий.

Недавно большой резонанс получило одно уголовное дело с двумя московскими девушками, которых арестовали за ”попытку создания экстремистской организации”. Хотя за последние 4 года в России заведены уже сотни административных и уголовных дел всего лишь за записи в социальных сетях. И десятки людей получили реальные тюремные сроки. Для жителей свободных стран это кажется невероятным абсурдом — когда пользователей социальных сетей сажают в тюрьму за ”неправильную” картинку, репост или даже лайк. Однако для России это теперь неудивительно — ведь с 2014 года ее власть ведет подчеркнутую политику противопоставления страны ”вражескому либеральному Западу”.

Допустимый в нынешней России формат политических дискуссий можно наблюдать в телевизионных talk-show. Как правило, туда приглашается кто-то из оппозиционных или западных общественных деятелей. Он пытается сформулировать свою позицию, но весь зал во главе с ведущим его перебивает и оскорбляет, иногда доходит и до физических столкновений. Впрочем, говорят, некоторые ”жертвы” на это идут сами, привлеченные высокими гонорарами…

Почему же российская власть так опасается реальной свободы слова и нормальных политических дискуссий? Ответ очень прост — эти дискуссии способны посеять сомнения в том, что ”царь” всегда и во всем прав. А если возникнут такие сомнения — это чревато новым распадом империи…

Некоторые эстонские участники Arvamusfestival выступали с предложениями ”понимать Россию”. Но они сами должны понимать — почему в России подобных фестивалей нет.

Поделиться
Комментарии