Во всяком случае во вторник госпожа Кальюлайд на объявлении Нарвы кандидатом на статус Культурной столицы 2024 года с большим энтузиазмом говорила о том, что город и его жители этого почетного титула заслуживают.

По словам Кальюлайд, объявившей Нарву сегодня в нарвской ратуше претендентом на титул Культурной столицы Европы 2024 года, она часто бывала в Нарве, и видит изменения к лучшему, хотя трудности с языковой средой в городе, в частности, сохраняются. По ее мнению, прежде всего, сами жители Нарвы сделали очень многое для положительных изменений, и сами нарвитяне заслужили, чтобы город получил статус Культурной столицы Европы.

Нарва уже не та

”Нарва уже не такая, как была раньше. За последнее время в Нарве сделано очень много. Открылся Нарвский колледж Тартуского университета, открылись новые предприятия, были реновированы бастионы, во всей Европе стали известны музыканты, вышедшие из стен клуба Ro-Ro. Планируется построить парк к 100-летию Эстонской республике. Все это происходит благодаря активным людям, проживающим в Нарве”, — сказала Кальюлайд.

По ее словам, очень хорошо то, что на место культурной столицы есть не один претендент — за титул борется еще и Тарту,и ей самой интересно, кто выйдет победителем в этом состязании.

”Это та ситуация, когда выдвижение кандидатуры и подготовка столь же важны, как получение титула”, — заметила президент.


Рассчитываем на поддежку

”Сегодня объявлено об очень важном событии. Нарва выставляет свою кандидатуру на титул Культурной столицы Европы 2024 года. Это не нарвское и даже не государственное событие, а общеевропейское событие. Победа в этом конкурсе — это не только честь, но и большая ответственность”, — сказал председатель Нарвского городского собрания Александр Ефимов. По его словам, Нарве придется пересмотреть программу развития города, сделать приоритетным развитие сферы культуры, не забывая о поддержке других направлений жизни Нарвы.

”Для того. чтобы достойно представить Нарву на европейском уровне, необходима совместная работа и хорошее взаимодействие города с правительством, с другими городами Ида-Вирумаа и не только Ида-Вирумаа. Необходимо взаимодействие с нашими европейскими и российскими партнерами”, — отметил Ефимов, добавив, что Нарва рассчитывает на поддержку специалистов, пришедших на помощь городу в важном деле.

Как мы уже сообщали, в конце ноября 2017 года в Нарву приезжала команда, предложившая самому восточному городу Эстонии претендовать на титул Культурной столицы Европы 2024 года и пообещавшая свою поддержку. В эту команду вошли главный организатор фестиваля Tallinn Music Week Хелен Силдна, в прошлом вице-канцлер Министерства культуры и председатель совета Русского театра, ныне — координатор экспертной группы по развитию культурных и творческих индустрий Европейской комиссии Рагнар Сийль и Марис Хеллранд, отвечающая за коммуникации с иностранными медиа в рамках председательства Эстонии в Совете ЕС.

Силдна, Сийль и Хеллранд убеждили нарвских депутатов в том, что у Нарвы есть прекрасные шансы добиться этого титула, а также в том, что связанные с этим затраты окупят себя и город получит мощный толчок к развитию.

Таллинн принял титул Культурной столицы Европы в 2011 году на фоне глобального экономического кризиса и потратил на соответствующие программы, проекты, мероприятия, на персонал в течение пяти лет чуть меньше 8 миллионов евро. Еще столько же поступило от государства, ЕС, спонсоров. Например, в случае чешского Пилсена (население — примерно 150 тысяч человек) ”столичный” бюджет в 2015 году составил 18 миллионов, из которых город опять же взял на себя половину.
В то же время, в 2015 году, бюджет программы культурной столицы в случае бельгийского города Монс достиг 72 миллионов евро.

Силдна, Сийль и Хеллранд, ссылалаясь на опыт предыдущих Культурных столиц ЕС, прежде всего Таллинна, утверждают, что каждый евро инвестиций в это дело приносит опосредованно четыре евро.

Это даже хорошо, что пока не совсем хорошо

Хелен Сильдна, Рагнар Сийль и Марис Хеллранд в один голос утверждали в Нарве, что именно у нее больше всех шансов добиться титула, несмотря на ограниченные финансовые возможности и уступающую в развитии Тарту и Вильянди культурную инфраструктуру.
Рагнар Сийль подчеркивал, что как раз то, что Нарве предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы выйти на уровень благополучия Тарту, является в данном случае ее преимуществом.

”У нас в команде есть несколько европейских экспертов, и для них Нарва — самый интересный вариант, — сказал Рагнар Сийль. — В Тарту в целом и так все в порядке, и экспертам это немного скучно”.

Рагнар Сийль обращал особое внимание на то, что победителя конкурса будут определять европейские чиновники, то есть эстонские политики, которые, возможно, предпочли бы сделать выбор в пользу Тарту, на него не повлияют.

Почему именно Нарва?

Марис Хеллранд, отвечая в своем сообщении на ею же поставленный вопрос, ”Почему именно Нарва?”, отметила, что у самого восточного города Эстонии есть самый большой потенциал для радикальных позитивных изменений. Что также очень важно, к Нарве уже проявляют повышенный интерес международные СМИ, и хотя интерес этот в основном связан с негативными ожиданиями (популярная тема — ”Нарва — город, где может начаться третья мировая”), сама по себе известность, внимание дают преимущество, стимулируют желание что-то изменить. Кроме того, Нарва достаточно экзотична как для остальной Эстонии, так и для Европы, а поддержка особенных в каком-либо отношении регионов и начинаний в Евросоюзе приветствуется.

Хеллранд отметила, что возрождение Кренгольма и Старого города (которым, по ее мнению, занялся бы частный бизнес то время, когда Нарва готовилась бы стать культурной столицей и ею бы являлась) оказало бы символический эффект на весь регион.
Близость России и возможность привлечения в ставшую Культурной столицей Европы Нарву туристов и коллективов из РФ позволяет рассмотреть передачу ей титула и как дипломатический шаг, что может показаться многим важным.

Зачем это нужно Нарве?

Говоря, зачем это нужно Нарве, партнеры подчеркивали, это титул Культурной столицы ЕС стимулирует не только развитие сферы культуры, но и становится на практике толчком для экономического развития. Члены оргкомитета ссылались на опыт предыдущих Культурных столиц ЕС, прежде всего Таллинна, утверждая, что каждый евро инвестиций в это дело приносит опосредованно четыре евро. В гостиницах Таллинна число туристов увеличилось в тот период, когда он носил статус Культурной столицы, на 22 процента, в чешском Пилсене, небольшом индустриальном городе, на 31 процент, причем этот эффект был долговременным.

Партнеры указывали на то, что успели сами убедиться, общаясь с крупными предпринимателями, из Швеции, например, что статус Культурной столицы Европы сделает Нарву привлекательной для инвесторов, так как им известно, что он продвигает развитие бизнеса.

”Готовы инвестировать буквально сразу после того, как Нарва получит статус Культурной столицы Европы 2024”, — уверяли члены оргкомитета.

Сколько Нарве это удовольствие может стоить?

Таллинн принял титул на фоне глобального экономического кризиса и потратил на соответствующие программы, проекты, мероприятия, на персонал в течение пяти лет чуть меньше 8 миллионов евро. Еще столько же поступило от государства, ЕС, спонсоров. В случае чешского Пилсена (население — примерно 150 тысяч человек) бюджет в 2015 году составил 18 миллионов, из которых город опять же взял на себя половину.

В то же время, в 2015 году, ”столичный” бюджет бельгийского города Монс достиг 72 миллионов евро.

Члены оргкомитета успокаивали нарвские власти тем, что размер бюджета (который необходимой обозначить в заявке на конкурс, подробно рассказав о всех планируемых действиях) не является решающим фактором.

Марис Хеллранд обратила внимание на то, что если город вступит в борьбу за соискание статуса, ему будет необходимо пересмотреть программу развития культуры на ближайшие семь лет, запланировав многое из того, что позволило бы встретить 2024 год достойно.

Поделиться
Комментарии