”В общей компании я познакомилась с молодым человеком. Мне было 17, я жила в Таллинне. Ему было 18, он жил в Нарве”, — вспоминает Вера (имя изменено).

Молодые люди общались по интернету, а когда Вера приехала в Нарву, встретились лично.

”Мы провели весь день вместе и даже поцеловались”, — говорит она, уточняя при этом, что о переходе на следующий уровень отношений не думала.

”На следующий день он пригласил меня к себе на чай. Было около 12 часов дня, поэтому я без задней мысли согласилась”, — продолжает рассказ Вера.

Чай она допить не успела, так как через десять минут оказалась без штанов: ”Он на меня накинулся и начал раздевать. И сам очень быстро разделся”.

Вера сказала, что ничего такого не хочет, расплакалась и оттолкнула его. Парень, по ее мнению, отреагировал странно. Он не разозлился, и наоборот, не стал просить прощения. Он просто обиделся, а в глазах его читалось: ”Какого черта ты мне отказываешь?”. Вере удалось быстро уйти, и больше она его не видела.

Определимся с понятием

Сексуальное домогательство для объекта приставаний штука неприятная. Хотя общее понимание определения ”домогательство” найти не так просто. На восприятие слова сильно влияют границы личного пространства, менталитет и воспитание.

Присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex приводит строчки закона, из которого ясно, что сексуальные домогательства — это умышленные действия физического сексуального характера, совершенные против воли другого человека и целью или последствием которых является унижение человеческого достоинства.

Редактор портала feministeerium.ee Кади Вийк в составленном для сайта словаре дополняет определение. По ее словам, понятие ”сексуальное домогательство” может включать в себя намеки сексуального содержания, прикосновения, показ порнографических материалов на работе или учебе, непристойные шутки и тому подобное. К тому же, пишет Кади Вийк, в международном праве сексуальное домогательство считается одной из форм насилия над женщинами, в то время как в нашей стране это понятие гендерно-нейтральное.

Выяснить, какие страны с этой точки зрения наиболее проблемные, невозможно. Из-за этого, по мнению уполномоченного по вопросам гендерного равенства и равного обращения Лийзы-Ли Пакосты, невозможно дать точной оценки, в каком государстве сексуальных домогательств больше.

”Во-первых, во всех культурах есть разные понятия домогательства. Во-вторых, нужно иметь в виду, что сексуальные домогательства есть не только в адрес женщин. Изучая статистику, нужно учитывать, что в некоторых случаях добавляются данные по мужчинам и детям”, — комментирует Пакоста.

Он и она

”Мне было лет 14. Было темно, но не очень поздно, часов семь вечера. Я шла по улице в сторону дома, когда вдруг почувствовала какое-то движение сзади меня”, — начинает рассказ Елизавета (имя изменено).

Через мгновение кто-то начал задирать ей куртку. Она обернулась и увидела незнакомого мужчину. Он отшатнулся от нее, а затем убежал. Девушка очень напугалась. И долгие годы не рассказывала эту историю никому, кроме мамы.

Часто люди, как и Елизавета, никуда не обращаются и переживают это сами. По мнению уполномоченной по равноправию Лийзы-Ли Пакосты, главное здесь — помочь решить проблему и предложить жертве равные возможности в дальнейшей жизни.

Если речь идет о физическом сексуальном насилии, то уполномоченная советует обращаться в полицию. Но если мы говорим о неуместной шутке или о чем-то в этом роде, когда ”злоумышленник” делал это без плохого умысла, а пострадавший не дал понять, что ему не нравится, то это домогательство может перейти в раздел непредумышленного. В таких случаях, по словам Пакосты, нужно непременно объясниться с обидчиком.

Без дельных доказательств потерпевшему в суд идти не стоит — он вряд ли выиграет, да еще и заплатит за судебные расходы другой стороны.

”Поэтому здесь нет единого совета. И на мой взгляд, еще более важно учить женщин и особенно молоденьких девочек, как можно себя защитить, какие у них есть права, как решить проблему, когда вторая сторона не хотела сделать ничего плохого умышленно, и что делать, если вторая сторона — сексисткий мужлан”, — считает Лийза-Ли Пакоста.

Тонкая грань

Как же почувствовать тонкую грань между флиртом и домогательством? Лийза-Ли Пакоста говорит, что при флирте обычно хотят добиться расположения другого человека, а не унизить его достоинство.

”Флирт превращается в сексуальное домогательство, когда человек, не обращая внимания на слово ”нет”, агрессивно и непрерывно продолжает действовать в целях унижения”, — объясняет она, приводя примеры.

Допустим, мужчина приглашает женщину на ужин в ресторан, потому что она ему нравится. Никаких признаков домогательства тут нет.

Похожая ситуация: женщина идет в ресторан с мужчиной, он обнимает ее за талию и приглашает к себе домой, она не соглашается. Если мужчина после этого выражает свое сожаления и убирает руки, то здесь также нет домогательства, даже несмотря на то, что в предложении явно содержался сексуальный подтекст. Решающим стало то, что после отказа он не стал настаивать.

Добавим подробностей: мужчина является ее начальником. На следующий день после ужина без желанного продолжения он начинает нападать на женщину, унижать ее, используя темы секса — вот это уже домогательство.

Куда обращаться?

”Он был моим начальником, и я знала, что от него страдают многие девушки в нашем коллективе”, — рассказывает Виктория (имя изменено) про босса, который мог как бы невзначай дотронуться или искал физического контакта другими способами.

Девушка никуда не обращалась за помощью, так как считала, что доказать это будет невозможно, а работу терять не хотела. Тогда лишь декретный отпуск помог ей избавиться от домогательств на некоторое время.

Многие так и думают, предпочитая справляться с проблемами самостоятельно, не обращаясь ни к кому за помощью. Уполномоченная по гендерному равноправию Лийза-Ли Пакоста дает советы, как действовать тем, кто хочет пресечь непотребное отношение на работе.

”Во-первых, нужно объяснить обидчику свое недовольство. Если устное замечание не дало плодов, то следует представить его в письменной форме”, — советует Пакоста.

Если и этот шаг был безрезультатным, то следующий акт домогательства необходимо задокументировать: отметить, когда и что конкретно произошло, по возможности попросить свидетелей подтверждения, снять видео — в общем, все средства хороши.

Следующим шагом будет просьба о помощи у коллег. В большой фирме этим человеком может быть руководитель по набору персонала, который сможет объяснить невежливому сотруднику последствия такого поведения. По словам уполномоченной, иногда именно после вмешательства постороннего человека обидчик начинает понимать, что поступает неверно.

Домогательства продолжаются? Пора сообщить работодателю, что это противоречит закону, и попросить предпринять конкретные шаги для прекращения преследования.

”Если и это не подействовало, но ты способна это доказать, то обратиться можно ко мне или другому уполномоченному”, — говорит Лийза-Ли Пакоста.

А вот если доказательств нет, только слово против слова, то помощь от вмешательства уполномоченного прийти может, можно даже начать административное делопроизводство, но, скорее всего, это завершится окончанием рабочих отношений между сторонами конфликта.

”Но если есть какие-либо доказательства, то в случае прекращения трудового договора можно потребовать возмещение морального ущерба со стороны работодателя”, — заключает Пакоста, уверяя, что ее организация всегда ищет лучшее решения для пострадавшего.

Проступок и наказание

Пресс-секретарь Министерства юстиции Кристин Раммус отмечает, что сексуальное домогательство с 6 июля этого года является не преступлением, а проступком. За это деяние провинившийся может получить штраф до 300 евро или оказаться под арестом. В полиции добавляют, что совершившее проступок юридическое лицо наказывается денежным взысканием до 2000 евро.

В последнее время появилось огромное количество обвинений в адрес голливудских звезд и известных и уважаемых людей. Иногда кажется, что обвинения летят только для того, чтобы разрушить чью-нибудь карьеру. Как защититься, если тебя обвиняют в сексуальном домогательстве, но ты не считаешь себя виноватым?

Присяжный адвокат Евгений Твердохлебов из Advokaadibüroo Vindex говорит, что в теории в делах о проступке действует принцип презумпции невиновности. Это означает, что доказывать должен не тот, кого обвиняют, а тот, кто пытается привлечь к ответственности вторую сторону. Но если обвиняемый активно выдвигает свою версию случившегося, то в таком случае ему нужно эту свою версию и доказывать.

”Защищаясь от возможного наказания, можно отрицать, что был умысел действовать против воли пострадавшего. Можно отрицать, что была цель унизить. Можно оспаривать последствие — фактическое унижение”, — приводит примеры Твердохлебов, уточняя, что в зависимости от обстоятельств, можно и оспаривать, было ли физическое действие именно сексуального характера.

По его словам, если факт физического действия не доказан, то привлечь к ответственности за сексуальные домогательства невозможно.
Он добавляет, что лицо, в отношении которого высказываются неверные сведения, также может защищаться и гражданско-правовыми способами, то есть потребовать опровержения.

”Если распространитель информации не сможет доказать, что она соответствует действительности, то он будет обязан сам опровергнуть ее, даже если знает, что на самом деле все было так, как сказано”, — рассказывает об интересном нюансе присяжный адвокат.

Кажется, что доказать виновность достаточно сложно. Но даже в самом факте начала разбирательства есть свои плюсы.

”Иногда человеку вполне достаточно того, что его вызвали в полицию, и уже это само по себе заставляет исправиться. Совсем не обязательно именно наказывать”, — считает присяжный адвокат.

Вместо эпилога

В материале используются рассказы реальных девушек о своем горьком опыте. И знаете, что страшно? Если бы надо было найти десять героинь, то я без труда смогла бы отыскать достаточное количество.

А ведь я не проводила социальных исследований, не ходила по улицам в поисках ”горяченького”. Я просто обратилась к знакомым с простым вопросом: а у тебя было?

Практически каждая отвечала утвердительно: некоторые истории были более простыми, некоторые серьезнее. Но факт остается фактом: примеры сексуальных домогательств повсюду. Причем это действительно оставляет неизгладимый след, даже в том случае, если произошло давно.

У некоторых собеседниц во время рассказа глаза были на мокром месте, другие решились поделиться историей не сразу, а через несколько дней после моего вопроса, третьи так и не захотели пролить свет на историю: слишком сложно вспоминать.

Поделиться
Комментарии