Физиотерапия, клинический психолог, логопед — это те услуги, которые мы оплачиваем чаще всего из собственного кармана. Например, если у человека перелом, то за гипс, так и быть, застрахованному платить не придется. Но если после сложного перелома требуется восстановительное лечение — за это уже, будьте добры, платите отдельно.

Ребенок плохо говорит? Да еще и, не дай Бог, со сложным диагнозом вроде аутизма? Логопеда для такого ребенка еще нужно поискать… А потом оплачивать. Даже если везет попаcть на какие-то бесплатные сеансы, их количество очень ограничено, а за все дополнительное приходится расплачиваться из своих средств.

Копейка рубль бережет

Как правило, даже если услуга оказывается по направлению от специалиста, с пациента все равно взимается какая-то плата. Конечно, 5 евро против 25 выглядят весьма убедительно. Но, тем не менее, это тоже деньги.

Да даже если взять обычные постпростудные осложнения и необходимость, например, тех же прогреваний или кварца… Каждый сеанс стоит около 3–5 евро. Как правило, нужно 6–7 сеансов. Вроде немного. Но когда живешь от зарплаты до зарплаты, про кварц и прочее восстановительное лечение лучше забыть.

Про психолога, наверное, даже говорить не приходится — большинство считает их услуги баловством, поэтому, если уж так приспичило поделиться наболевшим с третьей стороной, то, разумеется, за свои же деньги. Разве кто-то это оплачивает?

”Я даже подумать не могла, что услуги психолога можно получить бесплатно, — удивляется Евгения. — У меня год назад была очень сложная ситуация, моральных и физических сил не было. Думала о самоубийстве, причем на полном серьезе. Я боялась обратиться к семейному врачу — мой упадок казался сомнительным поводом не выходить на работу. Однако врач все поняла, дала мне две недели больничного. Посоветовала обратиться к психологу, но ни слова не сказала про то, что это можно сделать бесплатно. Я ходила, наверное, больше 10 раз, каждый визит стоил 15 евро. Утешает только то, что стало легче — и ситуация наладилась, и специалист помог разобраться. Но если бы это было дешевле…”

Все хорошо, прекрасные маркизы

В прошлом году как раз для таких вот ситуаций и был создан Терапевтический фонд. Как отмечает Кадри Эйзеншмидт, специалист службы развития здоровья и коммуникаций Больничной кассы, фонд был создан для того, чтобы семейный врач смог оценить, нуждается его пациент в помощи этих специалистов.

”Речь идет о физиотерапевтах, логопедах и клинических психологах — семейный врач может направить пациента напрямую к этим специалистам”, — поясняет она.

Упор делается на то, что пациенту это может здорово упростить жизнь, ведь он попадает к специалисту напрямую, минуя очереди и предварительный визит к врачу-специалисту для определения необходимости вспомогательного лечения. Правда, не всегда.

”Но все-таки существуют оговорки, — продолжает специалист. — Например, при известных диагнозах, которые требуют помощи вышеперечисленных врачей в достаточно больших объемах, посещение врача-специалиста необходимо. Потому что только специалист может назначить объем лечения и его продолжительность. Но необходимость визита к специалисту перед началом терапии определяет все-таки семейный врач, и пациент не должен об этом беспокоиться”.

Фонд был создан в сотрудничестве с Союзом семейных врачей. Казалось бы, при такой совместной работе цель действительно должна быть благой. Ведь, как рапортуют представители Больничной кассы, именно семейный врач является первым советчиком для любого пациента. Именно через семейных врачей и сестер обеспечена бесплатная, быстрая и близкая к дому медицинская помощь и консультации. В сотрудничестве с медсестрой семейный врач лечит большинство заболеваний, отправляет пациентов на обследования, берет анализы и так далее. И семейный же врач может оценить, стоит ли направлять пациента с его жалобами к врачам-специалистам.

А на деле — как всегда

Сейчас каждый семейный врач имеет в своем распоряжении 3% ”подушных” денег, или в среднем 2300 евро, которые он может израсходовать на специфические нужды своих пациентов.

И вот тут начинается морока. Потому что семейные врачи и так перегружены бюрократией, а, например, лишь для того, чтобы отправить своего пациента к специалисту ”из фонда”, требуется оформить массу документов. Сначала нужно найти специалиста — соответствующего всем требованиям. Член правления Союза семейных врачей Руть Калда особо подчеркивает то, что в маленьких уездах найти специалиста сложно.

Затем с каждым из оказывающих услугу учреждений необходимо заключить договор на оказание услуг. В договоре необходимо указать объем услуг. А как его определить, если семейный врач не является психологом или физиотерапевтом? Это может сделать только специалист.

Следующий шаг волокиты — получение отчета о проделанной специалистом работе. Только тогда семейный врач может получить необходимые коды — каждый диагноз имеет свою кодировку, выписать счет и вернуть средства от Больничной кассы, которые пришлось выделить из своих ресурсов.

Кроме того, сами специалисты в патовой ситуации: они не могут выставлять счета за свои услуги напрямую Больничной кассе. Сначала об этом нужно известить направившего через Терапевтический фонд пациента семейного врача, только потом семейный врач сам составит счет и отправит его в Больничную кассу.

Мелочью выглядит уже то, что пациент, если решает сэкономить и найти специалиста через Фонд, сам себе его выбрать не может — можно только того, с кем заключены договоры.

Лучше не связываться

Так и вышло, что из-за этих проволочек в прошлом году средства Терапевтического фонда были использованы лишь на треть. При этом во многих уездах не пользовались даже половиной средств. Например, на Хийумаа израсходовано лишь 9,8% денег, в Валгамаа — 20%, в Ида-Вирумаа — 33,25%. Больше всего потратили в Пярнумаа — 64,97% финансирования.

Сказать, с чем это связано, довольно сложно. Тут и не сильное желание врачей связываться с дополнительной работой, и слабая осведомленность самих пациентов.

Например, несмотря на то, что, как нам сообщили в Больничной кассе, вся информация была обнародована (и сейчас также выложена на сайте Кассы — это действительно не секрет, все разложено по полочкам вплоть до того, кто может, а кто не может воспользоваться услугами), из всех, опрошенных нами обывателей — родственники, друзья, друзья друзей и так далее — никто, ни один человек не слышал про такие возможности.
И третье, самое оптимистичное — может, в уездах с такими низкими расходами и болеют меньше?

Денежные потоки не проследить

Но если отбросить шутки, то на самом деле суммы, выделенные на наше лечение, смехотворны, и хватит их далеко не на всех пациентов. Как уже говорилось, что психологи, что логопеды, что физиотерапевты — все они специалисты, которые оказывают отнюдь не разовые услуги. Чтобы говорить о минимальном эффекте, нужно по меньшей мере три-четыре сеанса.

И пока кто-то успеет получить хоть какой-то относительно полный объем лечения, другие останутся с носом, потому что деньги кончились. Придется платить, но уже из собственного кармана. Правда, мы уже привыкли к очередям и тому, что финансы внезапно заканчиваются. И тут даже не так обидно — все же сложно сравнивать логопеда с кардиологом.

Но нехваткой средств и странной системой обеспокоены и сами медики. ”Средств, которые Больничная касса выделила на такое лечение, явно недостаточно, — отмечают в интервью med24.ee глава Объединения логопедов Ааро Нурси и клинический психолог Катри Калаус. — Что речь, что психологическое состояние нельзя исправить за один сеанс. В зависимости от состояния, сеансов психотерапии может потребоваться от 4 до 16, исправление речи вообще долговременный и кропотливый процесс”.

”В этом году размер Терапевтического фонда также остался в пределах 3%, — комментирует Кадри Эйзеншмидт. — Из этих средств покрывается стоимость услуг врачей-специалистов этих трех областей. То есть, если услуга финансируется через Фонд, расходы пациента покрывает Больничная касса. При этом выделенные средства не суммируются — например, если у врача остался неиспользованный лимит с прошлого года, он не добавится к выделенным на этот год средствам”.

Еще один досадный минус — крайне сложно проверить, сколько средств осталось и скольким людям еще можно оказать помощь. Все были бы рады упорядочить и систематизировать работу нового Фонда. Вот только у пациентов разные специалисты, к специалистам разное время ожидания, назначаются разные курсы лечения (тут и объемы и сроки), и в итоге семейным врачам приходится быть крайне осторожными, чтобы не перерасходовать выделенные средства.

”А перерасход нам никто не вернет”, — замечает член правления Союза семейных врачей Руть Калда.

Поделиться
Комментарии