Кадир был обычным 17-летним йеменским подростком, когда его задержали по подозрению в терроризме. Из Гуантанамо он выходил уже 30-летним лысеющим мужчиной, который должен был начать новую жизнь в Эстонии — стране, о которой раньше никогда не слышал.

Благодарен Эстонии

Уже через день после освобождения мужчина был в Таллинне, где государство предоставило ему скромную квартиру. Но прошлое не спешило отпускать бывшего заключенного.

”Каждая неприятность, в которую я теперь попадаю, кажется в сотни раз хуже, чем если бы это сделал нормальный человек, — говорит Кадир. — Еще два месяца спустя после освобождения я думал, что стану нормальным. Но я не могу жить обычной жизнью. Я пытаюсь, но часть меня будто осталась в Гуантанамо”.

Мужчина очень благодарен Эстонии, которая предоставила ему жилье, языковые курсы, небольшую ежемесячную стипендию и ментора, который помогает ему справляться с повседневными делами.

По словам журналиста, на протяжении всего интервью Кадир улыбался и казался оптимистом, но, когда речь заходила о разлуке с семьей и потерянной молодости, становился грустным. Мужчина подчеркнул, что ему обидно, когда его называют террористом. С таким отношением ему приходилось сталкиваться как со стороны простых людей, так и со стороны полиции и работодателей.

”На меня свалили вину”

”13 лет моей жизни пошли насмарку. И не потому, что я что-то сделал. А лишь потому, что около меня что-то произошло и на меня свалили вину”, — говорит йеменец.

Кадир был задержан в 2002 году вместе с дюжиной других арабов в одном из гостевых домов Пакистана. В ту ночь полиция провела еще несколько рейдов и задержала известного террориста Абу Зубайду, находившегося в розыске. Полиция утверждала, что как в доме Абу, так в доме, где проживал Кадир, скрывались члены Аль-Каиды.

Кадира доставили в Америку, взяли под стражу и отправили в Гуантанамо. По его словам, в начале надзиратели были очень жестоки. Это показывает и тот факт, что в Эстонии мужчина проходит лечение поврежденных связок плеч и коленей.

На допросах Кадир всегда придерживался версии, что после окончания школы в 1999 году он отправился в Пакистан, где скитался по гостевым домам, обучаясь религии и инфотехнологиям. Отец частенько высылал ему на это деньги.

Кроме этого, мужчина был и в Афганистане, где его пытались завербовать сторонники Талибана. Но, по его словам, он никогда не сражался на стороне какой-либо террористической группировки. Тем не менее, когда фотографию Кадира показали другим узникам, некоторые узнали в нем члена Аль-Каиды.

”Парень из Гуантанамо”

По словам Кадира, по прибытию в январе 2015 года в Эстонию он почувствовал себя заново родившимся. Наряду с этим времена были плохие: террористическая атака в Париже, кризис сирийских беженцев в Европе…Многие жители Эстонии говорили, что не хотят, чтобы он жил в их стране.

Кадир подумал тогда, что ему никогда не удастся восстановить репутацию и он навсегда останется ”парнем из Гуантанамо”. Поэтому мужчина решил не давать интервью и не рассказывать людям о себе.

Летом того же года Кадир устроился учеником в один из столичных магазинов. Когда владелец узнал, кто на самом деле у него работает, поступил совершенно неожиданным для всех образом — пригласил бывшего заключенного в гости к своей матери на один из эстонских островов. Однако, по словам Кадира, далеко не все в Эстонии так дружелюбны.

Например, осенью прошлого года один из соседей йеменца напился и стал издеваться над ним из-за его происхождения. В конце концов сосед стал угрожать оружием и подложил ему под дверь мусор. Иностранец вызвал полицию, и издевательства прекратились.

Говоря о будущем, Кадир сравнивает себя с человеком, который держит в руке меленькую свечку — ему говорят смотреть вперед, а не назад, но впереди темно, и это его пугает.

Трудности и постоянный страх

Недавно мужчина продлил свой вид на жительство еще на два года, но, будучи мусульманином, ему нелегко живется в маленькой Эстонии: халяльную пищу достать практически невозможно, братьев по вере мало, а в общественном транспорте все постоянно на его смотрят.

Кадир с большим удовольствием вернулся бы в Йемен, но боится, что американские спецслужбы или местные террористические группировки захватят его в плен или убьют.

Также ему трудно быть вдали от семьи. Эстония разрешает посещения, но получить документы сложно. Отец звонит ему каждый день, с матерью они разговаривают по ”Скайпу”. В прошлом году по тому же ”Скайпу” в присутствии йеменского судьи сыграли свадьбу Кадира и подруги его сестры. К сожалению, новая жена пока так и не смогла перебраться в Эстонию, но общаются они каждый день.

Кроме того, мужчине трудно отправиться путешествовать, так как если где-нибудь недалеко от него взорвется бомба, то он будет первым, кого в этом обвинят. Он боится, что опять не сможет доказать свою невиновность и его снова отправят за решетку.

Рассуждая о США, Кадир говорит, что понимает действия американцев после 11 сентября, но считает, что его следовало бы отпустить через год или два после задержания. По его мнению, лишение свободы на такой долгий срок причинило ему много боли.

Поделиться
Комментарии