Шел 2012 год. На одном металлообрабатывающем предприятии в Таллинне произошел такой случай: руководитель работ не смог верно следовать протоколу, на основании которого должна работать плавильная печь для алюминия. Когда он все же заметил свою ошибку и выключил печь, на поверхности раскаленного жидкого алюминия образовался белый слой, похожий на вату. Это все очень удивило работников предприятия, и они решили на всякий случай изучить слой под микроскопом, пишет портал Eurokratt.

”Черт побери, это еще что такое? — описывает свои эмоции тогдашний молодой руководитель ANF Development OÜ Валерий Дрогнев. — Видны были такие волокна, которых никто еще в мире доселе не производил. Они выросли, как иголки ежа, они оказались очень структурированными, тонкими и друг с другом не смешивались”.

Произошедшее стали изучать более пристально. Алюминиевые волокна стерли в порошок и отдали на тестирование клиентам. ”Это великолепно!” — восторгались клиенты. ”Но мы не работаем в нанопромышленности, у нас другой фокус. Если бы вы могли предложить нам это в виде дисперсии, то мы могли бы добавить ее в наши изделия и таким образом улучшить их свойства”.

Дрогнев говорит, что новый материал, который назвали Nafen, можно добавлять ко многим изделиям. Например: в различные виды пластика, бетон, смолу, стекло, которое с его помощью становится более прочным и пригодным для работы. Дрогнев привел пример, который должен быть понятен всем, вне зависимости от наличия технического образования: у многих дома есть электрические чайники, большинство из которых сделаны из пластика. Производитель таких чайников мог бы сделать их более прочными и они служили бы дольше, если бы к пластику добавили наноматериал. И нужно его совсем чуть-чуть — какие-то 0,5-0,6% от всей массы. По словам директора фирмы ANF, это позволило бы значительно повысить прочность чайника, и он бы стоил почти на 20% дешевле.

Сейчас команда ANF Development в Таллинне концентрируется на том, чтобы выяснить, как можно производить Nafen промышленно и в больших объемах. Прототип этого вещества готов уже в виде смолы, порошка и жидкости. В лаборатории все работает.

”Но мы должны быть готовы и к тому, что наши клиенты скажут, мол, хорошо, пришлите нам на тестирование 25 литров, и после тестирования захотят по 1000 литров в месяц. Наш товар не таков, что его можно покупать кубометрами или литрами, как бензин. У нас нет такого прейскуранта”, — пояснил Дрогнев.

Он отметил, что, скорее всего, они будут приходить с Nafen к конкретному клиенту и предлагать конкретные решения с применением вещества. То есть, для начала предприятие должно сказать, свойствами какого изделия оно недовольно, и потом совместно с разработчиками Nafen смотреть, как это на деле может сработать. К примеру, если Nafen сможет на 3% улучшить сцепление каких-то двух деталей самолета, то их производитель будет закупать Nafen годами.

Полученные через программу Horisont 2020 2,5 млн евро будут направлены предприятием ANF в основном на покупку новых машин в ближайшие 18 месяцев. Но также фирма серьезно занимается научной работой и разработками. Фирма уже инвестировала миллионы евро в изучение и работу с наноматериалами, но инвестиции нужны будут и в дальнейшем. Через пару лет фирма сможет иметь оборот почти в 170 млн евро в год.

Дрогнев не ждет, что разработка материала Nafen будет простой, но он верит, что этот проект будет успешным — поэтому он к нему и присоединился. Плюс, по его словам, это очень интересно — новая технология, новое производство: ”Это революция!”

На программу поддержки науки и инноваций Horisont 2020 в 2016 году выделят на 11,6% больше, чем в этом году — 10 млрд евро. Всего же до 2020 выделят 80 млрд.

Поделиться
Комментарии