Умения и знания эстонских детей, по сравнению с другими развитыми странами, на высоком уровне, однако у этого есть своя цена — только немного более 20% учеников четвертых-шестых классов хотят ходить в школу, пишет Eesti Päevaleht. Этот показатель существенно ниже, чем, например, в Румынии и Норвегии, и немного ниже, чем в Великобритании. Еще меньше наслаждаются посещением школы в Германии.

Такие результаты получили в ходе международного исследования благополучия детей Children’s World, которое на прошлой неделе представили и Еврокомиссии. Выбранные для исследования 15 стран должны были дать как можно более многогранную общую картину — кроме Эстонии, опрашивали детей, например, в Эфиопии и Непале. В общей сложности отвечали 53 000 10-12-летних детей, из Эстонии участвовали 3119 школьников.

Как в Эстонии и Польше, так и в Израиле каждый десятый ребенок признался, что ему вообще не нравится ходить в школу.

Критическое отношение эстоноземельцев к школе видно из исследования: по сравнению с другими, местные школьники оценивают свои отношения с учителями и одноклассниками как более плохие и только примерно треть чувствует, что учителя в школе считаются с их мнением. Дети часто недовольны своими оценками — почти каждый десятый беспокоится из-за них, и примерно четверть часто или время от времени чувствуют себя в школе небезопасно.

Особенное исследование

Руководитель исследования со стороны Эстонии, доцент социальной политики тартуского университета Дагмар Кутсар говорит, что речь идет об очень особенном исследовании. "Долгое время считали, что дети недостаточно компетентны, чтобы спрашивать их мнение. Взрослые, возможно, не всегда хотят знать, что думает ребенок, так как, по их мнению, они сделали все, чтобы ребенку было хорошо. Однако важно спрашивать у детей, как у них дела. Правда, мнение ребенка, по сравнению с мнением взрослых, время от времени может быть неожиданным", — признала Кутсар.

В случае Эстонии бросилось в глаза, что в общем дети довольны жизнью, однако тех, кто считает себя счастливым, по сравнению с другими странами, меньше. из полученных данных можно сделать вывод, что поскольку из аспектов своей жизни наиболее критичны в вопросе школы, это один из самых важных факторов. влияющих на чувство удовлетворенности. Этого, по утверждению Кутсар, не могли ожидать.

По словам Кутсар, можно провести параллель между оценкой детей Эстонии и Южной Кореи. как Эстония, так и Южная Корея занимали очень высокие места по результатам теста PISA 2012 года: по математике и чтению Эстония на 11-м, Южная Корея на 5-м месте, по естественным наукам Эстония поднялась на одно место выше конкурента — на 6-е место. Одновременно в обеих странах больше, чем в других, тех, кто недоволен своими оценками — в Эстонии 9,5%, в Южной Корее 15,5%. "Несколько неожиданно то, как у нас фон совпадает с Южной Кореей, мы обе успешны в PISA. Однако, если цель — общий успех, то это является важным источником школьного стресса, — сказала Кутсар. — Эстонские дети дали школе даже более критическую оценку, чем южнокорейские, в то время как в Южной Корее недовольство своими оценками у детей больше"

Профессор общей педагогики Тартуского университета Эдгар Крулль указал, что в тестах PISA успешнее те страны, где предъявляемые к ученикам требования выше. А это ведет к увеличению недовольства. С другой стороны, по оценке Крулля, это не новая проблема, а она всегда была. Дело в том, сколько публично говорят о проблеме. Крулль обращает внимание, что в такой же ситуации и многие другие страны Европы, как, например, Швеция и Дания. "Слишком либеральная школа, как в Швеции, доводит до того, что уровень знаний падает, — пояснил он другую сторону проблемы. — Если спросить у шведов, что они думают, например, о Финляндии, где результаты теста PISA очень хорошие, то сразу скажут, что там слишком большая нагрузка и детей даже отдельно учат решать эти тесты", — сказал он.

Проблема с одноклассниками

В исследовании заслуживает внимания и то, что отношения с учителями не самые лучшие, но общение с одноклассниками посчитали даже более сложным. Наличие проблем с одноклассниками признали 8,8% эстонских школьников, и в сравнении среди местных детей оказалось больше и тех, кого в течение последнего месяца били (также пихали, толкали) и исключали из компании.

Отношения с одноклассниками напрямую связаны с другой особенностью эстонских школьников — в других странах делают домашние задания с друзьями, в том числе со школьными, а эстоноземельцы преимущественно учатся в одиночку. Очень много — более 90% — эстонских учеников должны каждый день выполнять заданные в школе домашние задания. Семейные отношения у эстонцев довольно хорошие, но бросается в глаза общая занятость — времени для того, чтобы побыть с семьей, нет ни у детей, ни у родителей.

То, что дети чувствуют себя школьной среде плохо и не видят достаточной поддержки учителей, по словам Крулля, можно решить на уровне учителей и это не требует вмешательства на уровне руководства школы или государства.

По его оценке, рассматривая результаты исследования, наверное, нужно учитывать возраст школьников. "Ученик начальных классов, скорее, учится и действует вместе с другими и не сравнивает себя со сверстниками. Достигнув подросткового возраста, когда начинает формироваться его идентитет, он начинает сравнивать себя с другими", — пояснил он. Если в это время учитель не успеет поддержать ученика в формировании, то в молодых людях может возникнуть, так сказать, заученная беспомощность. "Тогда проще сказать, что не в состоянии и не хочет идти в школу, или считать виновными других, но не себя", — добавил Крулль.

Поделиться
Комментарии