Причина того, что не все желающие смогут попасть на парад, проста. Она заключается в том, что Красная площадь, несмотря на внушительные размеры, все-таки имеет границы, и вместимость трибун Красной площади неизменна — около 5000 человек. При этом в одной лишь Москве по состоянию на 1 марта 2015 года проживало 22 778 участников боевых действий и инвалидов Великой Отечественной, а всего ветеранов в российской столице — порядка 131 тысячи. Это значит, что как бы ни хотели организаторы, но физически разместить всех просто невозможно.

Места ограничены

Как удалось выяснить ”МК”, из общего количества мест на Красной площади для ветеранов Великой Отечественной выделяется обычно 2000 мест. Так было в прошлом году, и в этом никаких изменений не планируется. Из этих двух тысяч около 600 человек — московские ветераны, остальные приезжают из регионов. Этим занимаются исключительно такие организации, как Комитет ветеранов и Совет ветеранов войны. Оставшиеся места отводятся зарубежным гостям и делегациям. 

По словам пресс-секретаря Комитета общественных связей города Москвы Елены Мокровой, ряд участников войны приезжает в столицу не по приглашению Правительственного комитета празднования юбилея Победы, а по приглашению ветеранских организаций. На Красную площадь они не попадают, но и для них создаются все условия, чтобы можно было максимально приобщиться к торжеству Парада — проводятся трансляции в концертных залах, вроде ”России”, в этом году будет работать множество специальных площадок с видеотрансляцией и стульями, где можно будет посмотреть

”В этом году от Эстонии приглашены только три человека, — рассказывает председатель общества участников войны города Таллинна, участник войны, фронтовик Владимир Исаевич Метелица. — Мне позвонили из российского посольства и сказали, что приглашены трое: я, Удальцов и Рамус. Как были выбраны люди, я не знаю, но с этим выбором я согласился. На данный момент все необходимые документы уже собраны и переданы в посольство России”.

Юбилейные приглашения

Владимир Исаевич говорит, что приглашения присылают не каждый год, а только в памятные даты. Так, он был на параде Победы в 60-ю и 65-ю годовщину, сейчас поедет третий раз.

”Изъявить желание поехать могут многие, но приглашение только на троих. Нам все оплачивают, в Москве нас встретят, поселят в гостиницу. Другие ветераны тоже могут поехать, но представьте себе: это Москва, все будете перекрыто, никуда не попасть. Ветеранов ведь приглашают со всего света, поэтому и количество ограничено”, — добавляет Метелица. 

По его данным, в Таллинне осталось 728 ветеранов, из них тружеников тыла — около 75-80, остальные фронтовики.

В 2010 году на юбилейный парад по случаю Победы в Москву удалось поехать вместе со своим дедом и читателю ”МК-Эстонии” Виктору (имя изменено по просьбе читателя — прим. ред.).

”Я понимал, что попасть на парад сложновато, но сделал все, что можно, — вспоминает мужчина. — Примерно в марте мы написали письмо на имя министра иностранных дел Лаврова с описанием боевых заслуг деда. Он в параде 1945 года участвовал, у него много боевых орденов. После этого в апреле нам позвонили из нашей организации ветеранов, а затем и из посольства. Документы оформили очень быстро. У меня была ошибка в страховке, мы перенесли визу на день — за полчаса оформили новую”.

Как в кино

В Москве, по словам Виктора, все было как в кино: их встретили с мигалками и сопроводили до хорошей пятизвездочной гостиницы, которая располагалась около здания МИД и была выделена специально для ветераном из-за рубежа. Там были поляки, французы, казахи, украинцы, латыши и многие другие.

”Уже на месте нам выдали пропуск в Кремль на обед. Все два дня, что мы провели там, нас водили по музеям, на Поклонную гору, возили везде с мигалками. Никаких документов ни разу не просили предъявить, потому что с нами всегда был сопровождающий, — рассказывает внук ветерана. — На Красную площадь привезли, кого-то из ветеранов на электромобилях довозили к Мавзолею, но мы сами шли. После парада перед ужином гуляли по Кремлю, тоже все было спокойно”.

Мужчина отмечает, что все расходы, связанные с поездкой, оплачивала принимающая сторона. Чтобы получить хорошие места, билеты до Москвы Виктор купил сам, но потом ему все компенсировали. Они даже остались у родных в столице еще на несколько дней и потому меняли билеты, но никаких проблем с компенсацией не возникло.

”Вообще, к российской стороне было не придраться — не экономили ни на чем. В гостинице была химчистка, можно было сдавать вещи хоть каждый вечер. Если у ветерана, например, одна рубашечка, и он ее уже надевал, можно было вечером отдать постирать. Мы тоже воспользовались данной услугой, — отмечает Виктор. — Колодки делали для медалей, врачи были. У деда перед парадом конъюнктивит начался, доктора сразу лекарства дали, выписали что-то”.

Привет от Путина

Мужчина вспоминает, что каждый вечер за ужином проходил какой-то концерт. Гости сидели за столами, отмеченными флагами, а ведущий вечера развлекал собравшихся. В Георгиевском зале буквально в пяти метрах от Виктора и его деда выступал с речью Медведев, который на тот момент был президентом, а за их спиной сидели Лавров, Лужков, Грызлов.

”Чуть поодаль впереди нас были Путин, Назарбаев, Алиев. Ветераны сидели за такими же столами наравне с президентами. Никакой охраны видно не было, все чувствовали себя в дружественной обстановке, — добавляет мужчина. — Охрана дала о себе знать только тогда, когда ветераны немного выпили и стали подходить к Путину и Медведеву. И то они не оттесняли никого, а просто были наготове. Мой дедушка пожал Путину руку, поблагодарил, а он нам сказал ”Tere-tere”. Ильвес наш тоже, кстати, был там”.

У Виктора и его деда остались только положительные эмоции от посещения парада Победы и от пребывания в Москве. Мужчина сам так давно хотел попасть туда, что эта поездка стала для него не менее важной, чем для его дедушки.

”В этот раз мы снова отправили письмо, но я слабо верю. Да и деду уже 90 лет, здоровье уже не то”, — резюмирует внук ветерана.

Поделиться
Комментарии