Газета Eesti Päevaleht приводит воображаемый пример: полиция поймала Тоомаса, когда тот справлял малую нужду в общественном месте. Ему назначают штраф за проступок в размере 25 евро. У Тоомаса есть 15 дней, чтобы выплатить штраф Департаменту полиции и погранохраны (PPA). Тоомас не платит, так как получает минимальную зарплату и свободных средств у него нет. Через 15 дней Тоомас получает новое письмо, в котором говорится, что если он сразу же не выплатит штраф, то дело будет направлено судебному исполнителю. Тоомасу все равно, так как за полмесяца денег у него больше не стало.

Спустя некоторое время к нему обращается судебный исполнитель, дает ему на выплату десять дней, но сумма уже не 25 евро, а значительно больше, так как и судебный исполнитель должен получить плату. Тоомас не платит, так как у него по-прежнему нет денег. Судебный исполнитель арестовывает банковский счет Таоомаса, но это ни к чему не приводит, так как Тоомас получает минимальную зарплату и забрать ее у него нельзя, так как у человека должны оставаться деньги на жизнь. Судебный исполнитель обыскивает квартиру Тоомаса, но ни находит ни одной вещи, которую у него можно забрать и продать для оплаты долга.

В течение последующих четырех лет зарплата Тоомаса ни разу не превышает прожиточный минимум, и судебный исполнитель не может получить от него штраф. Незадолго до окончания исполнительного производства исполнитель пытается отдать Тоомаса под арест - Тоомас отсидел бы один день в арестном дома и тем самым обязательство по штрафу было бы выполнено. Но Тоомас не хочет идти под арест, а суд его к этому не принуждает, так как штраф меньше минимума, обозначенного в Пенитенциарном кодексе, т.е. десяти штрафных единиц (40 евро). В таком случае арест не считается обоснованным, так как способствует переполненности арестных домов, а для государства означает дополнительные расходы.

Проходит четыре года с того момента, как Тоомас попался полиции. Хотя он нарушил общественный порядок и ему был назначен за это штраф, он его платить больше не должен. Государство остается без денег, безрезультатными оказываются старания полиции и судебных исполнителей.

115 500 штрафов в год

В прошлом году за проступки было назначено 115 500 штрафов на общую сумму чуть более 13 миллионов евро. Так как 80% штрафов связаны с нарушением правил дорожного движения, например, превышение скорости, то их в основном выплачивают достаточно быстро либо PPA, либо судебному исполнителю, так как возможность ездить на машине указывает на то, что человеку есть что терять.

Департамент обозначает штрафы, которые по крайней мере поначалу не были оплачены, как маловероятные поступления. Такие штрафы ежегодно составляют почти 20% от общей суммы, в прошлом году штрафы, которые были обозначены как маловероятное поступление, составили чуть более 2,8 млн евро. Начиная с 1991 года было не выплачено в общем более 26 млн евро.

Самая плохая ситуация с этим наблюдалась во время экономического кризиса, т.е. в 2007 и 2008 году, когда не поступило 3,2 и 3,6 млн евро штрафов соответственно, причем тогда средняя сумма штрафа была меньше, чем сейчас.

Еще в 2008 году был проведен аудит

В 2008 году Госконтроль провел аудит, из которого были сделаны выводы, что систему нужно срочно менять. За пару лет сальдо неоплаченных штрафов выросло с 264 млн крон в 2005 году (примерно 17 млн евро) до 436 млн крон (примерно 28 млн евро). После аудита эта сумма увеличилась еще, в последние годы она сохраняется на одном уровне.

Еще в том аудите говорилось, что заменить штраф арестом сложно, так как арестные дома перегружены, а арест означает для государства дополнительные расходы. Спустя несколько лет на основании аудита в Пенитенциарный кодекс были введены исправления. Ситуация с годами улучшилась, но государство по-прежнему ежегодно недополучает значительную сумму.

По словам судебного исполнителя Мати Кадака на ситуацию можно смотреть с точки зрения, что 2,5 млн евро не поступают, или же, что 80% штрафов оплачивается. По его словам, в международном плане это примечательно. "В других государствах обычно получают значительно меньше штрафов: до 50%, так что у нас ситуация очень хорошая. Больше штрафов получают только в Армении, но там просто законодательство такое, что требование заканчивается не истечением срока, а банкротом", - говорит Кадак.

По его оценке, нынешний Кодекс об исполнительном производстве в общем хороший, единственной проблемой он считает то, что у судебных исполнителей нет возможности после отправления первичного оповещения следить за тем, что происходит на банковском счету человека.

"В Финляндии у судебных исполнителей такая возможность есть, но у нас это считается нарушением банковской тайны", - сказал Кадак. По его словам, это помогло бы получать деньги, так как часто у людей на момент получения оповещения деньги на счету есть, но их снимают до истечения десятидневного срока.

По словам Кадака, штрафы в основном не поступают именно в таких случаях, как было описано выше.

Несколько новых законопроектов

По словам заместителя канцлера Министерства юстиции Кай Хярманд, министерство разрабатывает законопроект, который сделает взыскание штрафов более эффективным. К тому же составлен законопроект, который продлевает обозначенный в исполнительном производстве срок добровольной выплаты долга с 10 дней до 30. Целью является дать должникам возможность выплатить долг после следующей зарплаты.

Осенью второе чтение в Рийгикогу будет проходить законопроект Деликтно-процессуального кодекса, который продлевает срок добровольной оплаты штрафа. Срок приведут в соответствие с суммой штрафа, что означает, что более крупный штраф будет возможно выплатить в течение более длительного времени: вместо нынешних 15 дней - в течение 90 дней.

Поделиться
Комментарии