Как передает РИА "Новости", глава GML Тим Осборн заявил о готовности начать переговоры с российской стороной. "Мы готовы вести переговоры с Российской Федерацией и рассмотреть разумные предложения", — сказал он.

При этом конфликт может быть исчерпан уже этой зимой. "Если Россия будет действовать разумно и представит обоснованные предложения, все может разрешиться уже к Рождеству", — подчеркнул Осборн.

Напомним, что GML контролировала дочерние компании Hulley Enterprises и Yukos Universal Limited, которые суммарно владели 51% акций ЮКОСа. Этим компаниям гаагский суд обязал выплатить 39,9 млрд и 1,85 млрд долларов соответственно. Еще одна компания — пенсионный фонд ЮКОСа Veteran Petroleum Ltd, согласно решению суда, должна получить от РФ 8,2 млрд долларов.

Стоит отметить, что ранее один из бывших акционеров нефтяной компании Леонид Невзлин (он является основным бенефициаром Group Menatep Limited) тоже говорил об уступках, на которые могут пойти акционеры. Он назвал условия снижения суммы задолженности: "Нужно закрыть все незаконно открытые дела… в отношении меня, других акционеров ЮКОСа… и снизить размер ущерба. Это вполне нормальная тема для переговоров, если бы переговоры вел я".

В частности, он заявил, что рассчитывает на переговоры об освобождении бывшего начальника службы внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, пожизненно осужденного за убийство и покушение на убийство.

Заметим, что российская сторона пока никакого желания обсуждать условия с бывшими акционерами ЮКОСа не выразила. Более того, власти заявили о намерении оспорить решение Гаагского третейского суда. В заявлении Минфина России отмечалось, в частности, что этот суд якобы не был компетентен рассматривать иск совладельцев ЮКОСа.

Бывший руководитель и основной бенефициар компании ЮКОС Михаил Ходорковский приветствовал решение арбитражного суда в Гааге. Но он усомнился в том, что Москва добровольно согласится выплатить столь значительную сумму. Ходорковский предупредил: решение суда в Гааге может стать основанием для судебного и исполнительного преследования государственных энергетических компаний "Роснефть" и "Газпром" (первая получила основной добывающий актив ЮКОСа — "Юганскнефтегаз", вторая — компанию "Сибнефть", на которую претендовал ЮКОС на момент начала преследования компании).

Правда, Ходорковский опасается, что победа бывших акционеров ЮКОСа в суде таит в себе угрозу для второго фигуранта дела ЮКОСа Платона Лебедева, которого до сих пор не выпускают из Российской Федерации.

Подчеркнем, что размер компенсации, назначенной Гаагским судом, беспрецедентен. То же можно сказать и по поводу репутационного эффекта для России. Как отмечают "Ведомости", самым крупным из прецедентов такого рода является иск испанской нефтяной компании Repsol к правительству Аргентины. В 2012 году Аргентинанационализировала дочернюю компанию Repsol, в ответ акционеры потребовали через Международный арбитраж возврата активов либо компенсации в размере 10,5 млрд долларов. Летом 2014 года после двух лет споров Аргентина согласилась выплатить Repsol половину суммы.

Что касается репутационного ущерба для РФ, то он с годами никуда не исчезнет, даже если сменится власть. В тексте арбитражного решения сказано, что аукцион по покупке самого крупного актива ЮКОСа — "Юганскнефтегаза" — был "сфальсифицирован" и фактически является "изощренной и просчитанной экспроприацией" его в пользу ответчика. Как отмечается в статье, это решение будет служить документальным подтверждением отъема активов в России с использованием правоохранительной системы как инструмента.

Поделиться
Комментарии