Они приехали в Донецкую область восстановить порядок. Но пока — останавливают их самих.

Боевые машины украинской армии блокируются жителями Краматорска. Многие здесь не рады приходу военных.

"Вот только, что мужик подходил, пытался флаг моей страны сорвать с машины. Сегодня есть моя страна, а завтра ее может и не быть! Как я должен к этому относиться?", — выпаливает десантник и резко отворачивается от камеры.

Я вижу, что он не то что с трудом сдерживает эмоции — он едва сдерживает слезы.

Как я позже узнала, это Роман. Инженер из Днепропетровска. В строю он, как и многие его сослуживцы, оказался в ходе мобилизации резервистов, объявленной в марте на Украине.

"Да, только общей эта мобилизация осталась лишь на словах. Мобилизовали 3 области — Полтаву, Черкассы и Днепропетровск. Мне повестка пришла, и я не прятался, я пошел. Потому что это моя страна. От Луганска до Карпат — это все моя Родина!"

"Наша, это наша общая Родина!", — кричат десантнику в ответ из толпы, окружившей БМД. Напряжение немного спадает.

Как так вышло?

Увиденного за полдня в Краматорске вполне хватило бы сразу на несколько сюжетов, заметок и просто размышлений. Но я зачем-то поехала дальше в Славянск.

Там, как оказалось, меня ждали не менее интересные разговоры. В центре города стояли недавно перешедшие в руки протестующих боевые машины украинской армии.

Люди в масках и военной форме, охраняющие технику, охотно фотографировались с восторженными жителями и даже разрешали детям подержать свое оружие.

Найти прежних хозяев БМД оказалось не так-то просто. Они сидели на заднем дворе здания городской администрации. Человек 30-40.

Несмотря на контроль со стороны людей с георгиевскими ленточками на рукавах, мне удалось поговорить с несколькими военнослужащими.

Ребята выглядели усталыми и подавленными. Многие из них — резервисты, мобилизованные всего несколько недель назад.

"Как получилось, что наши машины теперь в руках самообороны? Да потому что приказы надо нормальные отдавать! А не те, которые Киев придумывает", — сказал мне один из солдат.

"Куда едем, зачем, что делаем? Нет ответов. Я считаю, что люди имеют право отстаивать свои интересы. На их проблемы долго не обращали внимания. Чего ж теперь удивляться? Я в своих людей стрелять не готов! Поэтому когда подошли серьезные люди и серьезно попросили уступить технику, я подумал, что это к лучшему", — продолжает он.

"Нет, Стас, ты не прав. Наша страна должна быть единой. Разной, но единой", — вдруг включается в разговор сослуживец Артем.

"Приказ есть приказ. Каждый должен быть на своем месте. Правда, стрелять по людям я тоже не готов", — добавляет он.

Под аплодисменты

Пытаюсь узнать, насколько правдивы сведения о том, что десантников бросили командиры.

"Это ложь. Наш командир с нами, вон хлопочет, чтобы нас выпустили отсюда. И передайте еще, что нас никто не бил, все нормально", — говорит Артем.

К нам подходит пожилая женщина и оставляет солдатам еды. В целом к военным в Краматорске и Славянске относятся с уважением и состраданием.

Что, правда, не мешает людям пытать солдат непростыми вопросами.

Тем временем заканчиваются переговоры. Подполковник строит десантников и сообщает, что, согласно договоренности, военные могут уйти, оставив автоматы и боевые машины.

Под аплодисменты собравшихся и скандирование "Молодцы!" военные уходят к двум автобусам, которые, видимо, пригнали специально для них. В ответ десантники молчат.

Как только автобусы отъехали, люди на площади вернулись к "трофейным" БМД. За фотографией на броне иногда даже выстраивалась очередь. С высоты за этим наблюдали украинские истребители и военные вертолеты.

Я прислушивалась к их гулу и пыталась представить, каким может быть следующий этап противостояния на юго-востоке Украины. Хотя предсказывать это здесь не берется уже никто.

Постскриптум: Турчинов заявил, что военнослужащие будут отданы под суд, бригада расформирована

И.о. президента Украины, председатель Верховной Рады Александр Турчинов заявляет, что 25-я отдельная воздушно-десантная бригада, военнослужащие которой ”проявили трусость и сдали оружие”, будет расформирована.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом он сказал сегодня во время заседания парламента.

”Военные, которые виноваты в этом, будут отвечать перед судом”, — подчеркнул Турчинов.

Он также добавил, что соответствующие поручения получили Министерство обороны и Генеральная прокуратура.

Поделиться
Комментарии