Следует также отметить, что командированного 14 апреля в Донецкую область корреспондента "Эха Москвы" не пропустили пограничные структуры Украины.

"Если вы сами не впускаете журналистов на территорию своей страны по надуманным и смехотворным причинам (нехватка средств командированного от ”Эха Москвы” журналиста), то возникает подозрение, что вы скрываете неприятные для властей Украины события", — писал главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов.

Утро в Славянске, который накануне заняли вооруженные ополченцы из Донецка, началось с известия о проведении в городе антитеррористической операции. О ней и.о. главы МВД Украины Арсен Аваков объявил в своем "фейсбуке", а серьезность его намерений подтвердили военные вертолеты, с раннего утра закружившие над городом.

Славянск, впрочем, продолжал жить обычной (даже непривычно бодрой для воскресного утра) жизнью — по улицам ходили мамы с детьми, куда-то спешили пенсионеры. Многие, включая поддержавшего произошедший накануне захват гордотдела милиции и здания СБУ мэра города Нелю Штепу, шли в церковь на службу по случаю Вербного воскресенья.

Народ тем временем призывали прийти к баррикаде у горотдела милиции. Несмотря на ливень, стать живым щитом в ходе вероятной перестрелки между спецназом и так называемым Народным ополчение Донбасса собралось около 500 человек, которые то и дело скандировали "Мо-лод-цы" в адрес ополченцев. Те с милицейскими щитами возвышались над баррикадой и всем своим видом выражали решимость и готовность к бою. На крыше соседнего здания стоял ополченец с гранатометом.

***

Время шло, а спецназ Авакова в городе так и не появлялся, зато выяснилось, что на одном из блок-постов на выезде из города был бой, причем с жертвами. В середине дня мы объехали несколько выездов из города. У аэродрома, куда утром приземлялись вертолеты со спецназовцами на борту, вместо вооруженных ополченцев дежурили четыре дедушки с термосом на старом "жигуленке". Впрочем, к этому времени спецназ уже покинул границы Славянска. Как написал в "фейсбуке" Аваков — чтобы "перегруппироваться".

На одном из блок-постов зачем-то жгли покрышки (черный дым был виден даже из центра города), хотя боя здесь не было. "Надо б***ь н***й деревья повалять, где котельная, там 150 деревьев стоят", — готовились отражать атаку местные парни.
- С Луганска все ждут постоянно подкрепления, и с Крыма тянется подмога. Надо до вечера продержаться, тогда и вооруженные люди появятся у нас, — объясняли защитники блок-поста, как они, безоружные, собираются оборонять въезд в Славянск.

На выезде из города в районе села Семеновка никакой баррикады не оказалось. Несколько мужчин стояли вокруг открытого багажника машины и пили водку.
- Я копал во дворе, тут слышу бахает, и вертолеты пролетели. А так, не знаю, нас никто не обижает! — сказал один из них.
- Там БТРы были, говорят — добавил его собутыльник и указал в сторону города.
- Братцы, а по пятьдесят будете? — спохватился первый.
- Слушайте, у вас война вот-вот начнется, а вы с утра водку пьете! Мало ли что, — не выдержал я.
- Да где война, покажите?! Тююю…

***

Чуть дальше по дороге от Семеновки в сторону центра Славянска, наконец, обнаружилось место, где произошел бой. На поляне на обочине трассы стояли несколько изрешеченных пулями машин. Под серым джипом, который находился ближе всего к выезду из города, а значит и к противнику, — лужа крови. Судя по видео Lifenews (журналисты этого телеканала плотно сотрудничают с Народным ополчением Донбасса и транслируют их версию происходящего), именно на это месте лежал труп одного из бойцов ополчения Донбасса.

Между автомобилей ходили женщины и голосили: "Чуть мужа моего не убили! Все раскрошили!" и охотно показывали пулю, застрявшую во внутренней обивке машины.

- Был бы я в машине, точно бы погиб, — сказал невысокий мужчина, указывая на черный седан с пробитыми пулями стеклами. Он представился депутатом горсовета соседней Николаевки Владимиром Колодченко.

- Мне утром позвонили ребята и сказали, что на трассе БТР, я приехал, поставил машину и подошел туда, где бензин продавали раньше, — депутат указал на несколько сомнительного вида строений в пятидесяти метрах от машин, в леске. Там, по его словам, мэр Славянска Штепа днем о чем-то договаривалась с украинскими военными, но быстро уехала. Кстати, после этого она исчезла из города, и на ее место оперативно "выбрали" нового мэра, которым стал Вячеслав Пономарев, один из захвативших город ополченцев .

По словам депутата Колодченко, когда он болтал с солдатами, из белой машины с надписью "Охрана" начали стрелять по спецназу СБУ. "Люди в камуфляже со стороны Славянска стреляли в украинских военных", — заявил депутат. Украинские спецназовцы открыли ответный огонь, но потеряв одного человека, отошли назад. За ними уехали и семь БТРов.

По словам Колодченко, когда уехали спецназовцы, он потрогал пульс у убитого ополченца, и труп оказался холодным. Lifenews намекает, что это "провокация киевский властей" (то есть труп, видимо, был подкинут на место боя) и называет спецназ СБУ "Правым сектором", о чем мне Колодченко ничего не говорил. Приезд боевиков "Правого сектора" на юго-востоке ждут с конца марта, и то же МВД Украины только подливает масла в огонь, заявляя, что в Славянск направлен батальон Национальной гвардии, создававшейся в основном из бойцов "Самообороны майдана".

Около расстрелянных машин скромно жались два гаишника. "Мы сами приехали недавно и ничего не знаем", — сказал мне один из них. Зато милиционеры утверждали, что видели под днищем грузовика "натовскую пулю", хотя на поверку там валялись только гильзы от "Калашникова".

Это были первые милиционеры, которых я видел в Славянске за два дня. Ситуацию в городе кое-где контролируют ополченцы с автоматами и их добровольные помощники с георгиевскими ленточками и дубинками, а в остальных частях города по большому счету царит анархия.

***

Как следствие, в районе пяти часов вечера на улице Шевченко неизвестные расстреляли автомобиль и находившихся в нем людей. По словам очевидцев происшествия, происходящее напоминало кино, потому что убийцы на своей машине преследовали белый "Рено" и обстреливали его во время погони, высунувшись из окон. В какой-то момент водитель не справился с управлением и вылетел на обочину к магазину "Продукты". Водитель и пассажиры машины спешно вылезли из нее и разбежались в рассыпную.

Как рассказал мне один и очевидцев, он видел, как в покидавших машину прицельно стреляли из пистолета.
- Один забежал во двор, другой быстро убегал в мою сторону по Шевченко. Те, что стреляли, выскочили из машины и расстреливали убегавших. Один них добил уже раненого, пуля прошла через левое предплечье, сейчас ему оказывают помощь в больнице. Он еще при нас хрипел, все тише и тише — сокрушался мужчина.

Раненого при мне четыре прохожих отнесли в городскую больницу, которая находилась в 50 метрах от места стрельбы. Спасти Рубена Ованесяна не удалось. Через несколько минут в больницу принесли еще одного пострадавшего и сразу же понесли в операционную. Этот человек просто проходил мимо, когда нападавшие вели беспорядочную стрельбу по машине.

Позже на место преступления приехали две ярко накрашенные блондинки, одна из которых начала картинно плакать, утверждая, что она невеста убитого. Впрочем, назвать правильно фамилию жениха она смогла не с первого раза, рассказывал журналист "Новой" Павел Каныгин.

В убийстве Ованесяна она винили "бандеровцев". Это, как и "Правый сектор", главные, хотя и судя по всему воображаемые, враги местных жителей. На их проделки (или, как здесь модно говорить, провокации) списывают все непонятные происшествия. Вот и меня подъехавшие к месту убийства вместе с "народным" мэром Пономаревым вооруженные люди в масках убеждали, что убийство совершили члены "Правого сектора".

Еще чуть позже прошел слух, что в машине нашли пресс-карту на имя Андрея Мещерякова (журналиста ВГТРК, который в эти дни был в Луганске), однако впоследствии журналист сам опроверг свою смерть.

В понедельник в Славянке стреляли и еще, во всяком случае местные жители утверждали, что видели группу из пятнадцати человек, стрелявших из пистолетов. Произошло это неподалеку от СБУ, но выяснить что-либо у охранявших подходы к зданию ополченцев было невозможно.
- Любопытство — не порок, а большое свинство, — сказал один из них и посоветовал смотреть телевзиор, чтобы что-то выяснить.

***

Наступал вечер, а второй этап спецоперации Авакова так и не начался. Судя по произошедшему под Семеновкой, зачистка города обернулась неудачным для СБУ столкновением на подступах к городу, после которого они стремительно ретировались. В это же время некоторые депутаты рады, например, Александр Брининец писал в "фейсбук" о полном освобождении города, хотя на самом деле спецназ даже не показывался в центре Славянска.

- Чувствую, днем в понедельник мы с такими спецоперациями станем Российской Федерацией, — мрачно констатировал сторонник единой Украины, возивший меня по блок-постам Славянска. По его словам, большинство жителей города хотят в Россию — в основном потому, что почти весь бизнес в городе ориентирован исключительно на Россию (жителей пугают, что в ходе интеграции Украины в ЕС, Москва закроет для Украины свой рынок). "Все, кто выезжал когда-нибудь за пределы Славянского района, в Россию не хотят, но таких немного", — добавил он.

***

Ближе к ночи в Киеве прошло экстренное заседание Совета по национальной безопасности и обороне, после которого и.о. президента Александр Турчинов объявил о новом этапе спецоперации с использованием армии. Еще днем по Славянску ходили слухи, что спецназ СБУ отказался входить в город после потери своего бойца без прикрытия бронетехники. Штурм Славянска неминуемо приведет к большому числу жертв, в том числе и среди мирного населения. Как рассказывала знакомая журналистка, наблюдавшая два дня назад штурм горотдела милиции в Краматорске, зеваки, услышав стрельбу, не только не отходили подальше, но наоборот лезли на передовую.

В Славянске ультиматумов киевской власти (или как тут ее называют, хунты) никто не испугался. Во-первых, за неделю, что на Юго-востоке цветет "русская весна", Киев обещал решающий штурм, как в Донецке, так и в Луганске, и ничего не делал после его невыполнения уже столько раз, что властям никто не верит. Во-вторых, захватившие Славянск бойцы, похоже, действительно намерены идти до конца ради утопичной идеи Донецкой народной республики.

Тем не менее понедельник город встречал практически вымершим. Вечером в городе не работали практически все магазины и кафе, таксисты жаловались, что у них почти нет заказов. В понедельник отменены занятия в школах. "Я боюсь за детей, но бежать некуда. Мне не нравится то, что сейчас происходит, но бандеровцы все равно хуже, они нам житья не дадут", — сказал мне один из жителей Славянска.

Жизнь в Славянске кипела, пожалуй, только на центральной площади, где пьяные голоса кричали "Слава России!" и "Донбасс, вставай!" и на выездах из города. На, пожалуй, самой мощной баррикаде на мосту через реку Нижний Торец дежурили двадцать вооруженных автоматчиков, тут же женщины с иконами в руках читали молитвы, а молодежь пила пиво. Над горой покрышек реял российский флаг, тут же стоят от силы восемь коктейлей молотова (БТР таким количеством не подожжешь).

- Я стрелять в православных не буду, — говорил бородатый ополченец.
- А как ты их вычислишь? — спрашивали его.
- Я казак, у меня особая интуиция, а вот в бандеровцев пострелять можно, но еще не приходилось, сказал он и, подумав, добавил — Я так думаю, Украины скоро не будет, а будет православная единая страна

Сразу за мостом, уже в черте города напротив девятиэтажек женщина пасла отару коз. В 9 утра истекал ультиаматум Турчинова, после которого в город должен был зайти спецназ при поддержке бронетехники.

Поделиться
Комментарии