Самый большой водораздел наблюдался среди 30–39-летних, где женщины были согласны на зарплату, составляющую 70% от зарплаты мужчин, пишет Eesti Päevaleht. Такую же разницу обнаружили и ученые-экономисты Тартуского университета, проанализировав данные CV Keskus.

Разница в зарплате тем больше, чем меньше дети. То есть женщины-матери предпочитают работать за меньшую зарплату, чтобы больше отдавать себя семье и детям. Надежда прежде всего на доход мужа оправдывает себя тем больше, чем больше разнятся зарплаты на рынке труда. По данным исследования, в возрастных группах 30–39 и 40–54 удельный вес мужчин, утверждающих, что они основные добытчики в семье, — самый значительный (соответственно 70% и 78%).

Подчеркнутые гендерные роли

Такое положение усиливается традиционным представлением о гендерных ролях, в соответствии с которыми основной задачей мужчины является зарабатывание денег, а женщины — забота о доме и семье. Эти представления остаются сравнительно живучими. Например, исследование "Здоровье, позиции и образ жизни мужчины Эстонии" показало, что так думают 79% мужчин.

Анонимный опрос, проведенный среди студентов-заочников разных вузов, хорошо продемонстрировал, как действует эта модель. На вопрос, что будет, если в семье женщина станет зарабатывать больше, чем мужчина, половина опрошенных ответила, что мужчина казался бы подкаблучником, властные отношения в семье изменились бы, трудно уважать мужчину, который зарабатывает мало, деньги, конечно, не все, но если мужчина зарабатывает меньше, это все же нервирует. Каждый четвертый рассуждал в такой ситуации о разводе. И только каждый десятый участник опроса подчеркивал равенство и отмечал, что такая разница в зарплате никак не повлияла бы на отношения.

В упомянутом исследовании „Здоровье, позиции и образ жизни мужчины Эстонии" в ответах мужчин на вопрос, чего вы боялись в последнее время, на первый план вышли боязнь не справиться с финансовыми проблемами, опасение потерять работу, стать нетрудоспособным и т.п. Лишь на втором месте были страхи, связанные с близкими.

Самые лучшие показатели благополучия наблюдались у мужчин, которым удается успешно совмещать работу и семейную жизнь.

Женщины мотивированы иначе

На рынке труда эти мужские страхи становятся дополнительным мотиватором во время переговоров о работе. Иными словами, мужчины и женщины мотивированы совершенно по-разному. Эти представления воспроизводят себя на рынке труда сами, и это обуславливает сохранение разницы в зарплатах. А, таким образом, не меняются и гендерные роли.

Что же делать? Как мужчины, так и женщины ставят на первое место благополучие детей и действуют для его достижения в соответствии со своими гендерными ролями. Однако большая приверженность мужчин к работе одновременно сокращает возможности женщин на рынке труда.

Государственная поддержка в виде более существенных детских пособий, очевидно, смягчила бы напряженность, царящую во многих семьях. Измениться могли бы и представления о гендерных ролях. Если поменяется гендерная роль мужчины, то поменяется и женская. И наоборот. Возрастание роли женщины на рынке труда неизбежно вызовет большее участие мужчин в жизни семьи. Однако господствующие пока ценности, скорее, воспроизводят разницу в зарплатах.

Поделиться
Комментарии