Решающим образом этому поспособствовали не Эстония и не другие новые государства-члены, а сама Россия, особенно ее нападение на Грузию в 2008 году, которое серьезно потрясло НАТО. Оборонительные планы НАТО в Балтии и сотрудничество со странами Балтии в этот же период вышло на совершенно иной уровень. Свою роль здесь могло сыграть и то, что Эстония не переложила свою гособорону только на НАТО, а и сама заботилась о своей обороноспособности. Все же Эстония должна была признать и медлительность процессов принятия решений в НАТО. Эстония пыталась быть мостом между НАТО и Северными странами, которые явственно приблизились к НАТО. Не исключено, что именно здесь мы можем найти себе новое направление деятельности.

В то же время увеличение своего влияния в Евросоюзе — отнюдь не такое простое дело, предстоит немало потрудиться. Экономическое и политическое влияние Эстонии, к сожалению, мало, и таковым, по меньшей мере в ближайшем будущем, очевидно, и останется.

Стараясь быть во всем как можно более нормальными европейцами, мы, увы, теряем свою скорость развития. Новые идеи не рождаются из обычной нормальности. Стремясь попасть в число пяти богатейших государств Европы, мы получили угрозу оказаться в пятерке беднейших.

Другой темой, которой старалась заниматься Эстония, была поддержка демократии и рыночной экономики в республиках бывшего Советского Союза. "Цветные революции" прошли на Украине и в Грузии, произошла смена власти в Молдавии.

Во всех этих странах Эстония активно работала, разумно связывая себя не с тем или иным политиком, а, скорее, с государствами как таковыми. Деятельность Эстонии в этой области вызвала весьма широкий интерес, и Запад увидел в Эстонии полезного для себя партнера.

Несмотря на красивые декларации и обещания, способность и желание Запада интегрировать новые государства на сегодняшний день роковым образом снизилась. Так, несмотря на поддержку США, по сути остановили попадание Грузии в НАТО. Единственной, кто восприняла такую возможность все-таки всерьез, была Россия, начавшая против Грузии войну и до сих пор бахвалящаяся, что остановила этой войной расширение НАТО. На самом деле эта опасность России в тот момент не угрожала.

На сегодня нескольким "цветным революциям" дан задний ход — причем иные государства, арестовывая промежуточных представителей власти или восстанавливая скульптуры Сталина, пробуют предпринимать шаги, которые ставят под сомнение их дальнейшую интеграцию с Западом. Способность Эстонии помочь этим государствам существенно сократилась, а все восточное партнерство столкнулось с серьезными проблемами.

В своих политике и планах Эстония нуждается в основательной инвентаризации, чтобы увидеть, какие из них в действительности работают, какие — нет. Такая инвентаризация помогла бы нам яснее обозначить свои проблемы и вызовы, в том числе те, что вытекают не из промахов, сделанных в недавнем прошлом, а из успехов, например, увеличение темпов оттока населения. Во-первых, это часть большей проблемы, которая, вероятно, вечно будет преследовать эстонцев, — беспокойство за будущее эстонскости. Если пару десятков лет назад это было связано с иммиграцией чужеродцев и тем, что эстонцы в Эстонии остались в меньшинстве, то теперь это больше связано с эмиграцией эстонцев.

Облегчить проблему помогло бы резкое повышение рождаемости, однако последствия могут быть сложные. Полноценное членство в ЕС, договор с Австралией о получении разрешений на работу для молодых эстонцев, расширившиеся возможности обучения и путешествий за границей, более легкое получение разрешений на работу в государствах-членах Евросоюза — все это помогло оттоку населения. В то же время это несомненные успехи Эстонии, во имя достижения которых мы здорово потрудились. Отток населения из Эстонии был бы, конечно, меньше, если бы мы остались бедной и несчастной периферией, граждан которой видеть нигде не хотят и не дают разрешений на работу.

Статью без сокращений читайте в последнем номере журнала Diplomaatia.

Поделиться
Комментарии