- Какой роскошный повод для сериальной мысли, — подумала я. Фильм начинается именно с этой картины: бомж (артист, например, Дмитрий Певцов, если уж очень настаиваете — Сергей Безруков) грязный и обросший, моет ноги в раковине. Брезгливый обыватель (артист Роман Мадянов) входит, видит несчастного, обзывает его разными оскорбительными словами, затем, распалившись, избивает, заставляет в прямом смысле слова ”умыться кровью” и бросает умирать. Весь день люди заходят в бесплатный туалет и выходят, видят стонущего в углу бомжа, но ни у кого не дрогнет каменное сердце. Глубокой ночью туалет приходит мыть уборщица (артистка Ксения Раппопорт), она пинает бомжа (думает, что он пьян), тот стонет, она наклоняется над ним… Конец первой серии.

Серия вторая: крохотная каморка под лестницей (попискивают крысы, ползают пауки); Ксения Раппопорт лечит Дмитрия Певцова (Сергея Безрукова): сломано два ребра, перебит нос, заплыл глаз…

Серия восемьдесят шестая: оказывается, Роман Мадянов присвоил наследство Ксении Раппопорт (две уникальные картины и одна ваза), вот и жирует он теперь, а она вынуждена работать уборщицей, хотя до этого была директором успешного института по разработке биологических добавок.

Серия сто пятнадцатая: оказывается, Дмитрий Певцов (Сергей Безруков) был знаменитым пианистом, но…

Серия триста четвертая: свадьба Ксении Раппопорт и Дмитрия Певцова (Сергея Безрукова) в небольшом замке на юге Франции, гости угощаются БАД-ами и танцуют вокруг концертного рояля ”Эстония”; тюремная роба на зашедшем на свою голову в бесплатный туалет в первой серии герое Романа Мадянова.

И, уверяю вас, если сериал будет сделан не обязательно талантливо, а просто грамотно, то люди станут снисходительнее к обездоленным и дурнопахнущим. Потому что сериалы — последнее, чему еще как-то готов поверить человек, живущий в мире, где добро и зло постоянно меняются местами, словно под руками наперсточника.

Кто кого усыновил

Сериальное сознание, как и все на свете, развивается по спирали. К нам первые мелодраматические сериалы попали из Мексики и Бразилии, и успех их был таков, что люди сходи с ума, если им приходилось пропустить хоть одну серию. Я часто вспоминаю, как во время грузино-абхазского военного конфликта проводница на вокзале в Адлере кричала толпе беженцев: ”Пущу в вагон того, кто расскажет последнюю серию ”Просто Марии”, а то я в рейсе была, не посмотрела!”

Точно по мексиканско-бразильскому образцу прошел у нас недавно сериал ”Мать-и-мачеха” (режиссер Дмитрий Светозаров). Там приемная семья (мама и дедушка) никак не решаются рассказать дочке, что она им не родная. А в это время родная мать этой приемной дочки (о, она совсем не виновата; она отдала дочь чужим людям только потому, что девочке нужна была дорогостоящая операция, а денег не было, а у тех, приемных, деньги были, а она сама, которая отдала дочь, потом усыновила из детдома мальчика и воспитала его очень хорошим человеком!) так вот она много-много лет ищет отданную чужим людям дочь… И из серии в серию все ходят по кругу, приближаясь и удаляясь от тайны. Все оказываются хорошими, а плохие — торгуют детьми и продают их в Америку, где над ними, как мы знаем, издеваются.

Этот сериал подробно и основательно отстаивает семейные ценности, призывает уважать как биологических матерей (даже если они отказались от своих детей!) так и приемных родителей (которые любят усыновленных детей). И в финале приемные дети женятся, и свою дочь они называют в честь обеих бабушек — Марианной.

То есть сериал возвращает разрушающемуся миру незыблемую ценность — семью во всех ее устойчивых социальных конструкциях. Тема семьи выходит на передний план во всех странах, оттесняя на второй криминалистику или, во всяком случае, соперничая с ней по популярности.

Так, например, криминальная и очень популярная сага ”Касл” (Castle), идущая в США шестой сезон, в которой сотрудничают знаменитый писатель — автор детективов (Натан Филлион) и нью-йоркский детектив (Стана Катич), посвящена расследованиям различных преступлений, но проблема семьи и брака в ней не менее важна. Когда писатель делает предложение девушке-детективу, оба понимают, что должны теперь по-иному строить свою жизнь, идти на компромиссы, жертвовать привычками, поскольку вступают в мир высших ценностей.

Недавно прошедшая на Первом канале военная мелодрама ”Разведчицы” Феликса Герчикова рассказывает о трех супружеских парах, пронесших свою преданность семье сквозь Вторую мировую. Их ждали аресты, тюрьмы, они рисковали жизнью, выполняя задания в тылу врага, но всегда помнили не только о долге, но и о супругах. И вот ради семьи они, в конце концов, готовы отказаться от всего на свете — даже от Родины. Неожиданный поворот для российских сериалов и необыкновенно важный для семейных ценностей.

На службе добра

Истинное произведение искусства — хочет того автор или не хочет — все равно служит добру, поскольку эстетика втягивает в себя этику, и они становится неразлучны. А вот сериалы обязаны служить добру и укреплению тех ценностей, в которых нуждается общество.

Перестреляв полмира, герои сериалов изменились — они женятся и начинают воспитывать детей. Семейные тайны, гниющие под спудом, открываются, и оказывается, что не стоило над ними трястись и столь истово оберегать. Семья защищает от невзгод и принимает тебя (в идеале) таким, какой ты есть. Собственно, всякий человек ведь мечтает о том, чтобы на земле было место, где он всегда прав, а его противники — не правы.

Если эта семейная традиция закрепится крепко-накрепко, то вполне можно будет подумать о милосердии, о сострадании, о том, что слабого, больного, нищего, неухоженного можно не только пнуть, но и истратить на него немного доброты и тепла.

Поделиться
Комментарии