Днем в пятницу по пути из Таллинна в Хельсинки эстонскую речь слышишь редко. Среди пассажиров судна преимущественно финны и иностранные туристы. А вот на обратном пути контингент пассажиров почти что полностью состоит из эстонцев, возвращающихся домой.

”Время проведенное на пароме — это пара часов потерянного времени. Однако когда я приезжаю домой в Таллинн, то чувствую, что оно того стоило. Я большой патриот Эстонии, — сказал молодой строитель, утверждающий, что это последний год, когда он ездит на заработки в Финляндию. — Ясно что езжу туда только из-за денег. Мне не нравятся финны и расстояние, но деньги необходимы”

Спустя полчаса после отплытия я завожу разговор с эстонцем, потихоньку потягивающим коньяк. ”Я работаю прорабом в Финляндии с 1989 года. За это время я сталкивался со многими эстонцами, не хочу обобщать”, — начал он, добавив, что в общении со строителями нужно уметь ”читать между строк” и не верить во все, о чем они рассказывают.

Затем я натыкаюсь на компанию из шести человек. В целом, мужчины довольны своей жизнью в Финляндии, зарплаты все же значительно выше, чем в Эстонии.

Оператор тяжелой техники Айвар не рассматривает новые предложения по работе, так как он привык работать в другой стране. ”Сначала было трудно, у финнов много предрассудков относительно эстонцев. Нужно показать себя в деле”, — признал мужчина. Семья к работе главы семейства за границей привыкла, так как он и ранее работал вне пределов Эстонии.

Юлари каждую неделю домой не ездит, на этой неделе он поехал в Эстонию лишь из-за сборов дружины Кайтселийта. ”Меня не тянет в Эстонию. Я развелся с матерью своих детей, а дети уже взрослые. Отец умер”, — пояснил он, добавив, что мать периодически звонит и спрашивает, не приедет ли он в гости.

В Финляндии у компании появился свой круг общения. ”Водители общаются друг с другом, но время вместе мы не проводим. Только в среду вечером мы ходим в баню”, — поделился Алари. Его коллега, Марко, подтверждает слова мужчины и добавляет, что за все время работы в Финляндии был в баре лишь три раза. Водители отмечают, что с их профессией ”за воротник” особо ”не позакладываешь”.

Обстановка на пароме спокойная. Люди сидят за своими бокалами пива или чашками кофе. Никто не шумит. Компания подтверждает, что пьянство на судах скорее миф, чем правда. ”Пьют преимущественно те, кто выполняет в Финляндии черную работу”, — считает Айвар. Хотя мужчины признают, что на Иванову ночь в порту была драка и много пьяных, но это был единичный случай.

Поделиться
Комментарии