"Почему? — продолжил он. — Потому, что ”идея эстонского национального государства” не имеет права на жизнь, как человеконенавистническая. Потому что ”идея национального государства” в прибалтийском понимании, принципиально отличном от ”государства-нации”, со всей примитивной силой национализма яростно противостоит самому гуманизму и побеждает его в трех отдельно взятых Прибалтийских странах. И этому уже просто пора положить конец. Для начала — заявив о намерении сделать это.

Почему важно об этом заявить? Потому, что практически все политики в эстонской стране полагают существование ”идеи эстонского национального государства” нормальным. Потому, что за двадцать лет в стране не появилось ни одного гуманиста, зато за звание ”самого правильного эстонца (латыша, литовца)” идет непрекращающаяся борьба. Потому, что ”национальное государство” никак не сочетается с правовым, социальным и демократическим государством, и, называя себя так, мы обрекаем себя на жизнь по лжи. И большинство моих соотечественников, к сожалению, уже искренне убеждено, что иначе жить нельзя".

По мнению Середенко, перерезать горло песне ”эстонского национального государства” можно и должно: "Но проделать то же самое с самими носителями этой песни — нельзя. Потому, что гуманизм принуждает относиться к прибалтам, как к равным. Никаких операций по ”принуждению к интернационализму” на память почему-то не приходит, кроме процесса денацификации Германии. И тут возникает логическая ловушка: любую критику в свой адрес с ”русской” стороны эстонцы воспринимают как агрессию, что служит для них оправданием эскалации репрессий. То есть молчать — плохо, говорить — еще хуже. Очень хорошо это прослеживается на критике законодательства — если в суде ты выявляешь те или иные недостатки в законе, то эстонский законодатель их довольно оперативно ”исправляет”. В худшую сторону, разумеется".

Поделиться
Комментарии