С точки зрения перспектив эстонской ”перестройки” (надежды на которую высказали, например, сторонники Хартии 12) — результаты, можно сказать, скромные. В итоговом заявлении партии говорится об углубленииы в Эстонии ”кризиса доверия”, потере страной ”десяти лет развития”, критикуется власть, которая ”слышит голос народа лишь тогда, когда он вынуждается к забастовкам и выходу на улицы”.

Но есть также и пункты об ”отказе от межпартийной борьбы” (значит — одобряется правящая коалиция?), решении проблем в рамках ”круглых столов” (с той же коалицией?). Сохраняется и характерная для ”старых” соцдемов (они же mõõdukad — умеренные) задача конфронтации с Центристской партией. С целью таковой, по-видимому, Станислав Черепанов получил мандат в Палдиски, Евгений Осиновский — в Ида-Вирумаа, а Индрека Саара готовят кандидатом на место таллиннского мэра.

Для ”старых” соцдемов характерно то понимание ситуации, которое еще в начале ноября сформулировала Марью Лауристин. В качестве выхода из ”политического тупика” в Эстонии и ситуации, ”сходной с французской накануне революции”, она предлагает коалицию соцдемов… с IRL (http://www.xn--ripev-frad.ee/?PublicationId=D82637F3-7B22-419A-ABC7-2A4BF653F935&SiteId=90C2BB91-3761-4C60-9CC9-0E25A8AE6951). Вот и весь ”выход из тупика” (вся ”перестройка”). Итак — ”обновление” под эгидой Марта Лаара, о возвращении которого в Рийгикогу 20 ноября сообщили СМИ?

IRL — это навсегда?

В новом появлении в парламенте идейного лидера IRL нельзя не увидеть символ. Кругом шумят митинги, машут плакатами, ищут лжецов, незаконных жертвователей и агентов ФСБ. Начинают (надолго ли?) сгущаться тучи над Андрусом Ансипом и Партией реформ.

Премьер, посаженный при прямой поддержке IRL — враг, едва ли не шпион, реликт NLKP, непонятно как прокравшийся на великую стройку национальной демократии. Хуже реформистов и Ансипа — только центристы и Сависаар, которые виновны во всем — в первую очередь, в том, что делала последние шесть лет правящая коалиция партии Реформ и Союза Отечества. Единственная партия, которая не виновна ни в чем, это — IRL.

Она прямо и закулисно руководит процессом ”очищения” и обличения своих партнеров по коалиции. Она выше окружающей мелкой возни. Она царит над полем битвы. О финансировании IRL и скандалах ее представителей, начиная с рублевой сделки, включая продажу Eesti Raudtee и проч., не говорит никто — это неприлично.

Партию реформ и Ансипа можно убрать легко и спокойно, без них страна обойдется. Это попутчик, но не главная сила. Но как прожить без IRL?

Партийная система в Эстонии стала плохой, потому что между идеями Марта Лаара и народом скопились несознательные партийцы и некомпетентные чиновники. Надо прекратить финансирование всех партий, кроме IRL. Еще лучше — собрать деньги всех партий и передать их IRL.

Почему море стало мертвым?

На Delfi прозвучала мысль о Хартии12 как сигнале SOS в мертвом море. Вопрос — почему море стало мертвым? Не имеет ли к этому отношение IRL и его идеология — идеология эстонского консерватизма, вариант иных постсоветских консерватизмов — например, латвийского или литовского?

Ведь именно идеология эстонского консерватизма, а вовсе не идеология Партии реформ (эстонский либерализм) являлась главной идеологией Эстонии прошедшего двадцатилетия в Эстонии, в том числе и шести последних лет. Несмотря на реально незначительную поддержку даже в эстонской части населения, IRL фактически была главной партией Эстонии в течение всего этого времени.

Интересное явление в этой связи — мнение писательницы Реэт Куду в Delfi, призывающее к национальной справедливости.

”Вражды и ненависти, — пишет Реэт Куду, — за последние двадцать лет посеяно столько, что жутко стало даже самим ”раздувателям”, и теперь вдруг эту вражду хотят ”запретить”, хотя инициировала ее именно государственная власть”.

Красиво пишет Куду! Если бы она остановилась на этой фразе, писательницу (выступавшую со сходными заявлениями, например в Дании) хоть сразу бери в фонд Алексея Семенова. Но что пишет Куду дальше?

Дальше начинаются ”песни о главном”: об ”оккупации” и ”коллаборационистской власти советской Эстонии”, о правильных идеях eestlus (эстонского консерватизма) и виновных во всем ”скрытых коммунистах” вроде Ансипа.

Спрашивается — не являются ли эти идеологические штампы (консервативные идеологемы) основой того самого ”раздувания ненависти”, против которого автор только что протестовала? Выходит, к правозащитникам в Эстонии Реэт Куду причислять рановато. Пожалуй, ее взгляды ближе к идеологии той же IRL и Лаара, против результатов применения которой она пытается протестовать.

В литовском парламенте Союз Отечества перешел в оппозицию

В эстонских СМИ не получила (по понятным причинам) достаточного отражения новость из соседней прибалтийской страны: в Литве после парламентских выборов правящую коалицию в новом Сейме перестали возглавлять литовские консерваторы (Союз отечества — христианские демократы) Андрюса Кубилюса. Весьма похожие на эстонских собратьев поборники литовской национальной идеи (”leedulus” — со всеми ”оккупациями” и проч.) — проиграли выборы, получив в первом их туре третье место.

Затем, используя мощные пропагандистские и административные ресурсы, выбрались на второе. Однако, несмотря на все усилия (например, президентской власти), возглавить новую правящую коалицию Сейма так и не смогли — не позволили результаты выборов. Правительство сформировали социал-демократы Альгирдаса Буткявичуса.

Заметим при этом, что литовские социал-демократы — это не эстонские. От коалиции со своим ”IRL” они отказались наотрез, сумев, несмотря на ряд ультиматумов и целый месяц острого послевыборного кризиса, сформировать левоцентристское правительство.

В результате литовский Союз Отечества — главная ”руководящая и направляющая” сила прошлого периода Литовской Республики — перешла в Сейме на скамью оппозиции. И что — литовская идея в Литве погибла? Ничего подобного. Просто новой ситуации должны соответствовать новая идеология и политика. Литве (а разве не Эстонии также?) оказался нужен новый курс, проводить который прежние ”главные” партии оказались не в состоянии.

Литовские консерваторы (аналог эстонского IRL) потерпели политическое поражение из-за несоответствия их идеологии реальности. Они не смогли справиться с кризисом, обеспечить создание рабочих мест, затормозить выезд жителей Литвы из страны (число выехавших за постсоветский период достигло полумиллиона).

Как и их эстонские коллеги, литовский Союз Отечества начиная с 1990-х годов строил свою политику на продаже национальной собственности, под лозунгом энергетической безопасности разрушая и продавая главные национальные корпорации.

Разве тупик, в котором оказалась современная Эстония, не связан с идеологией IRL как в политике, так и в экономике? Ведь еще в начале этого года данная партия, например, инициировала резолюцию в защиту борцов за свободу в мундирах СС и выступила за продажу Eesti Energia.

За курсом нынешней коалиции в Эстонии маячит известная с начала 1990-х ”IRLовская” идея ”очистки площадки”, главным поборником которой всегда был Март Лаар. Выяснилось, однако, что сегодня очистители площадки из IRL при поддержке Партии реформ активно очищают Эстонию уже от самих эстонцев.

Возможна ли ”перестройка” в Эстонии, пока идеологией эстонского государства остается консерватизм партии IRL? IRL и Март Лаар — символы прошлого Эстонской Республики, но не ее будущего.

Поделиться
Комментарии