Мне посчастливилось встретиться с этим человеком на круглом столе, организованном НКО "Русская школа Эстонии" в августе прошлого года (фотография Варунина, иллюстрирующая публикацию на портале, была сделана именно тогда). Могу сказать, что наши взгляды на вопросы русской школы и русской общины Эстонии очень близки.

В материале, опубликованном 26 июля, я в первую очередь обратил внимание на то, что речь идет об "отношении государства в религиозном вопросе". Рассуждая о негативной реакции на это определение, хочу спросить, можем ли мы требовать от главы Союза старообрядческих общин решения всех вопросов русской общины Эстонии и сразу? На мой взгляд, не можем.

Примечательно, что в одном из причудских мест, где традиционно жили и живут старообрядцы, попечительский совет гимназии внес предложение о выборе русского языка обучения. Речь идет о Муствеэской русской гимназии, которая первой, с момента создания совета Объединения "Русская школа Эстонии", подала в местные органы власти ходатайство о выборе русского языка обучения в гимназии. В январе 2011 года деятельность председателя попечительского совета Людмилы Смирновой была отмечена почетной грамотой на церемонии награждения фонда "Благовест".

Это предложение попечительского совета местные власти положили под сукно. К сожалению, то же самое произошло и в некоторых других городах нашей страны. Поэтому здесь, в принципе, можно указать, что заявление президента Эстонии о "поддержке" старообрядцев прозвучало несколько бессодержательно. Однако опять хотел бы напомнить, что комментарий Павла Григорьевича в ответ на слова президента был дан исключительно в рамках определяющего для старообрядцев вопроса религии.

Существование различных организаций или групп в нашей общине не следует воспринимать отрицательно. Для меня одним из основных делений, о которое мы часто спотыкаемся, произошло по признаку гражданства. Наиболее крупные группы в нашей общине образуют лица без гражданства, граждане России, граждане Эстонии. Эти группы в понимании общины равноправны и неотделимы от нее.

По моему мнению, 20 августа 1991 года должно было стать датой, на основании которой все постоянные жители ЭССР должны были иметь возможность свободного выбора гражданства. Открытость в то время помогла бы избежать многих проблем сегодня. Но это не означает, что теперь мы должны смириться с текущим положением вещей.

Сегодня различные организации нашей общины борются за разные ее интересы — будь то вопросы религии, гражданства или образования. И критика этой деятельности не всегда действенна. Чтобы она стала конструктивным, а значит полезным инструментом, необходимо ощущение поддержки и взаимовыручки — прежде всего в самой общине.

Поделиться
Комментарии