И как агрессивная подстрекательская политика восточного соседа может влиять на действия части местного русскоязычного населения. Однако, тех четверых, которых КАПО и прокуратура отдали под суд, считая их организаторами массовых беспорядков, оправдали во всех трёх судебных инстанциях. Следует ли теперь признать, что "Ночной дозор" является частью эстонского гражданского общества, а депутата городского собрания Кленского напрасно песочили в годовом отчете КАПО? Потому что если пропагандистская и подстрекательская деятельность под дудку российского посольства не представляет собой состава преступления, то общество не имеет права знать о ней. Во всяком случае, КАПО не может сообщать об этом.

Пять лет назад такие мнения в эстонских СМИ встречались все же нечасто. Хотя все годовые отчеты КАПО по своей структуре были почти идентичными последнему, который вышел только что. Первой главой там всегда идет защита конституционного строя, в которой обычно публикуется снимок или серия снимков резидента разведки, действующего под прикрытием дипломатического статуса российского посольства (Климкин, Дышкант и другие), который встречается с местными "соотечественниками". И за этим следует описание подстрекательской деятельности "соотечественника(ов)". Никто из этих "соотечественников" на нарах не сидит, потому что их деятельность находится в рамках закона. Но она все же представляет угрозу для безопасности государства, и раньше никогда не возникало вопроса, может ли КАПО информировать об этом общественность или нет.

Кылварт лишь выполняет приказ

Но за пять лет в Эстонии многое изменилось, кроме, конечно, политики Кремля и их деятельности по усилению влияния в Эстонии. В 2007 году аналитики разведки считали, что наиболее очевидным способом стравить эстонцев и русских является тема Второй Мировой Войны. Нынче же русскоязычное население пытаются радикализовать при помощи вопроса русской школы.

Ветераны бронзовых погромов Рева и Кленский учредили 25 сентября 2010 года новую организацию — НКО "Русская Школа Эстонии", взяв с собой за компанию политика из Центристской Партии Яну Тоом и когда-то трижды баллотировавшегося по списку социал-демократов в разные собрания спортсмена Михаила Кылварта. У последнего уже были хорошие связи с российским посольством по линии молодежи, поскольку вместо уехавшего в Россию Марка Сирыка именно ему доверили заниматься здесь идеологией "нашизма" и подготовкой лагеря по промывке мозгов на Селигере.

Позднее правящая в Таллинне партия-побратим "Единой России" назначила Кылварта вице-мэром, курирующим вопросы образования и культуры, и он приступил к скрупулезному исполнению предписанной послом России Юрием Мерзляковым программы, то есть препятствованию переходу русских гимназий на частичное обучение на эстонском языке. По наущению Кылварта и Тоом попечительские советы десяти таллиннских гимназий представили заявления о сохранении обучения полностью на русском языке, что противоречило даже программам развития самих этих школ. Когда правительство блокировало это, фракция Центристской партии в Таллиннском городском собрании проголосовала без какого-либо обсуждения за предложения Кылварта учредить в Ласнамяэ на деньги налогоплательщиков частный русский лицей, чтобы обойти тем самым закон о языке обучения в муниципальной школе.

Солдат с красной звездой строит базы

Контрразведка фиксировала все эти шаги, и в том числе шаги Кылварта и его посольских контактов. В годовом отчете, представленном в апреле общественности, были перечислены конкретные факты, которые доказывают связи вице-мэра с некоторыми Российскими дипломатами, которые, как мы знаем из книг офицеров КГБ Гордиевского и Митрохина — не совсем дипломаты, а также то, что эти связи по-прежнему очень активны.

Тем не менее, подобная рутинная информационная деятельность КАПО вызвала широкую волну возмущений в рядах центристов. Этого никогда не случалось ранее, когда контрразведка охотилась за пахнущими луком маргиналами из Конституционной партии или объединения соотечественников.

В передаче "Форум" на прошлой неделе была интересная картина, как два бывших милиционера — Кландорф и Анвельт - внушали зрителям, что собранная контрразведкой информация недостоверна. Социал-демократы заявили среди прочего, что не собираются выражать вотум недоверия Кылварту лишь за подозрительные связи с российским посольством. Отчет сравнили с приложением к "Õhtuleht", и весьма неожиданно обвинили КАПО во вмешательстве в политику.

Я считаю, что это не совсем корректно. До определенной черты КАПО постоянно вмешивалась в политику, например, когда анализировала в своих отчетах деятельность Конституционной партии или кандидатов слившейся недавно с социал-демократами Русской партии Эстонии. Или как себе это представляет Андрес Анвельт, внук вождя Эстляндской Трудовой Коммуны Яана Анвельта? Что провокации не имеющих политического представительства антиэстонских активистов представляют угрозу государственной безопасности, а если эти же лица придут с помощью Анвельта к власти, то их деятельность больше не заслуживает внимания КАПО?

Будем же, наконец, мыслить рационально! Если прямую деятельность Кремля по укреплению влияния и созданию агентурной сети считать здесь обычной политической деятельностью, то не так много времени понадобится, как мы встретим в саду перед собственным домом солдата с красной звездой, строящего базы в интересах безопасности России. Или увозящего нас в увлекательное путешествие в Сибирь. Бесплатно и надолго. Если история 70-летней давности у некоторых уже стерлась из памяти, то картина, которую мы видели в центре Таллинна пять лет назад, должна быть еще перед глазами.

Поделиться
Комментарии