Тем не менее, он признал, что врачей в Эстонии однозначно не хватает: "Реально после университета приходит на работу примерно на 20-25 процентов меньше, чем выпустилось. Люди уезжают за границу. Здесь много работы, большая нагрузка, а зарплата низкая".

Семейный врач Андрей Борисов, напротив, считает, что Эстонию покидают одни из лучших врачей. "Они понимают, что востребованы, умеют много, поэтому хотят соответствующую зарплату, условия труда, бытовые условия, — прокомментировал Борисов. — У меня очень много знакомых уже уехало, многие ездят периодически, еще больше людей — на низком старте. Я сам тоже езжу — в Финляндию. Там я себя чувствую больше врачом, потому что там семейный врач делает руками больше. Зарплата гораздо больше, нагрузка гораздо меньше, атмосфера гораздо комфортнее".

По мнению доктора Борисова, наши чиновники не смотрят на 10 лет вперед: "Когда я хожу на конференции, вижу, что в огромном зале — одни седые головы. И начинаю понимать — еще 10-15 лет, и вся эта армия, которая училась еще в советское время, уйдет на пенсию, а молодой замены нет. Будет большая дыра, какая в свое время образовалась в Финляндии, поэтому у них сейчас такая нехватка врачей. У них когда-то тоже были низкие зарплаты, вот врачи и разбежались. Потом там опомнились, подняли зарплаты. Зачем же мы наступаем на те же грабли? 80 км — наберитесь опыта, приглядитесь! Может быть, есть смысл уменьшить расходы на чиновников, на армию и увеличить финансирование медицины, удержать оставшихся врачей, молодежь, которую мы учим на свои деньги, но дарим за рубеж".

Что может заставить врачей вернуться? Доктор Попов: "Чаще всего какие-то семейные причины. Из моих уехавших знакомых возвращаются единицы — из-за маленьких детей, пожилых родителей и т.п. Но чаще всего они продолжают работать и там, и здесь".

Как сказал в этой передаче глава Больничной кассы Эстонии Ханнес Данилов, в Эстонии особо остро не хватает урологов, неврологов, эндокринологов, что создает длинные очереди к ним. "Общий вывод — в государствах, где на здравоохранение тратят более 9 процентов от ВВП, например, в Германии, Франции, нет таких очередей. В остальных — как Финляндия (чуть более 7 процентов), мы (около 6 процентов) — проблема есть. Все пытаются ее решать. Но по объективным причинам ожидать прорыва сложно", — подытожил Данилов.

Поделиться
Комментарии