Как поясняет Витсур, в случае с государствами речь идет все же не о классическом понимании термина "банкротство", скорее, нужно говорить о дефолте — неспособности государства выполнять свои обязательства.

"Разница в том, что в случае с неплатежеспособностью государств не идут до конца, как в случае с предприятиями, а помогают тем или иным образом встать на ноги. Как правило, это пытаются сделать до того, как государство вынуждено признать свою неплатежеспособность Так было и с большинством стран, получивших в последнее время помощь МВФ.

И все же, за последние пару десятков лет было два случая, когда довольно развитое государство, несмотря на полученную помощь, было вынуждено признать, что оно не может выполнить свои внешние обязательства. Это Россия в 1998 году и Аргентина в 2001 году. Если бы в отношении стран применялась те же модель, что и в отношении предприятий, то по крайней мере в отношении Аргентины можно было бы начинать процесс банкротства. В России — все же нет, поскольку там речь шла не о продолжительной неплатежеспособности, а о 90-дневном моратории на определенные обязательства.

Произошедшее в обеих странах было довольно сходным. Во-первых, национальная валюта заметно подешевела по отношению к доллару. В России, например, рубль за месяц потерял две трети своей ценности. Целый ряд банков и предприятий обанкротились, быт людей за короткое время сильно ухудшился. Оба государства сильно урезали правительственные расходы.

В то же время, удешевление национальной валюты улучшило внешний баланс в обоих государствах. В результате, благодаря подорожанию импорта и увеличению конкурентоспособности экспорта, валютные доходы государств выросли, что, в свою очередь, означало большую способность выполнить свои внешние обязательства.

К тому же, в обеих странах повышению платежеспособности способствовала частичная реструктуризация внешних долгов. В России улучшению положения помог дополнительно и рост цен на нефть.

Время от времени неплатежеспособным государствам частично списывают долги.

Если теперь говорить о Греции, то несмотря на ее неспособность выполнять свои обязательства, сейчас пытаются избежать дефолта и, вдобавок к дополнительным льготным кредитам, реструктурировать обязательства Греции. Это означает, что часть долгов спишут, для части снизят процентую ставку, а еще для части — перенесут крайние сроки выплат.

Но несмотря на все это, мы не можем говорить о банкротстве Греции, поскольку, очевидно, ее имущество значительно превышает обязательства".

Поделиться
Комментарии