"Когда я читал книгу Пыллуааса, неизбежно приходило в голову сравнение с другим "перемифологизированным" политиком. Имею в виду президента США Джона Кеннеди, который также (вместе со своей семьей) потратил много сил, чтобы представлять себя в глазах общественности более мощной фигурой. Время стерло с этого имиджа сусальное золото, но не уменьшило уважения американцев к Кеннеди. Надеюсь, что и Леннарт Мери — как яркая личность, так и как харизматичный политик, — достоин не только панегирика, но и честного, без прикрас, показывающего его ошибки и даже ложь рассказа о нем. И этого, конечно, достоин эстонский народ, на службе у которого Леннарт Мери состоял в качестве министра иностранных дел, Чрезвычайного и Полномочного посла и президента", — говорится в предисловии посла Марта Хельме.

Delfi публикует перевод отрывков из главы, которая называется "Мери и КГБ":

"Некоторые спрашивают, помогал ли и насколько активно Мери претворению интересов КГБ в жизнь. Для ответа на этот вопрос подходит отрывок из одного отчета Мери в Обществе развития культурных связей с зарубежными эстонцами (VEKSA), в котором он представил продуманную стратегию, как подвергнуть зарубежных эстонцев влиянию советской идеологии.

Мери писал, что в первую очередь можно было бы задаться целью изолировать "зарубежных борцов" от большинства зарубежных эстонцев. Под зарубежными борцами Мери подразумевал активистов в эмиграции, которые бросались в глаза активностью, а также т. н. антисоветской деятельностью. Интересно, что одним таким "зарубежным борцом" Мери назвал Рейна Таагепера, который на президентских выборах 1992 года проторил ему дорогу к президентскому креслу. /…/.

Среди наследия связанного с разведотделом КГБ Общества развития культурных связей с зарубежными эстонцами — запечатленные ярким писательским пером рапорты Леннарта Мери обо всем, что в изгнании делал много путешествовавший в качестве лектора теневой организации КГБ — VEKSA — писатель и деятель культуры. /…/.

Беседы, встречи и возможная дальнейшая поведенческая стратегия фиксировались с великим прилежанием. Приводились даже места работы, домашние адреса и номера телефонов зарубежных эстонцев, которых Мери встречал на мероприятиях. Его рекомендации относительно того, как полученные контакты и людей наиболее оптимально использовать в интересах распространения советской и коммунистической идеологии, не оставляют места для предположений, что он не понимал значения и последствий своих докладов.

Хорошо зная, какое учреждение будет использовать данные, основательно приведенные в его отчетах, и анализ настроений эмигрантов, Мери был типичным коллаборационистом-циником, таким образом претворяющим в жизнь свою мечту и цель путешествовать по миру и быть финансово обеспеченным. На этом фоне не удивляет даже фраза Мери в отчете о полуторамесячном вояже в Канаду и Америку в 1979 году, когда он выражает беспокойство, не покажется ли его желание увидеть Америку "вдруг слишком непатриотичным".

Поделиться
Комментарии