Немногие помнят, с чего началась Перестройка. Перестройка началась с курса на ускорение.

Термин был введен еще Андроповым, и Горбачев, как продолжатель его политики, с самого своего прихода к власти, стал педалировать эту тему: мол, социализм, конечно лучший строй и он у нас развитой, но надо чуток ускориться — и вот тогда наконец на прилавках будет масло и может даже колбаса.

Если говорить человеческим языком, то ситуация очень похожа на нынешнюю ситуацию с модернизацией: верхам совершенно очевидно, что отставание отечественной экономики от развитых и развивающихся растет, но что конкретно надо делать — непонятно. Ибо главное условие андроповского-горбачевского ускорения и нынешней путинско-медведевской модернизации — не менять основы политического строя.

Надо сказать, что в середине 80-х ускорение не пошло дальше лозунгов, а постепенно даже лозунги убрали, на первый план вышли гласность, перестройка и демократизация.
Никаких намеков на перестройку, во всяком случае явных, пока нет, если не брать в расчет пресловутых "либеральных сигналов".

Гораздо веселее обстоит дело с гласностью. Гласность никто у нас не объявлял, но она есть, причем такая, какой в середине 80-х и быть не могло. Все дело в Интернете, от которого уже никуда не деться, даже если очень хочется.

Не будем слушать ворчание пессимистов и скептиков, посмотрим в лицо фактам. Вот выпуск новостей на канале Россия24 за 10 марта 2010 года. За один выпуск — три сюжета, напрямую связанных с волной сообщений в Сети. Причем все сюжеты прямо или косвенно бьют по власти.

Во-первых, канал Россия24 фактически подтвердил версию о виновности "лукойловского" "Мерседеса" в печально известном эпизоде с аварией. Напомню, что попытки замолчать историю и втюхать людям версию о виновности "Ситроена" с врачами провалились именно благодаря общественной кампании в интернете. В сюжете видно, что ситуацию пытаются оседлать единоросы, но очевидно, что это тупиковый путь: все знают, кто у нас шныряет на мерседесах с мигалками.

Во-вторых, канал Россия24 признал, что гаишники сделали из частных машин "живой щит", таким образом снова признав правоту общественности и лживость первоначальной официозной версии.

В-третьих, освещается ситуация в Воронеже, где снова отличилась милиция и отнюдь не в охране правопорядка.

Конечно, максималистов, которые отказываются признавать происходящие изменения только потому, что в новостях все еще не показывают Ходорковского, обличающего кровавый режим, это ни в чем не убедит.

Но я снова призываю всех вспомнить начало перестройки. Тогда сенсацией казались гораздо более невинные вещи — идиотичная программа "Прожектор перестройки", весьма невинно освещавшая отдельные Перегибы На Местах и прочие мелочи. Уверяю вас, нынешний "Прожекторпересхилтон" гораздо радикальнее в некоторых случаях, чем тот "Прожектор".

Никакой подпольный самиздат, никакие западные радиостанции и близко не могли конкурировать с тем, что делает сегодня интернет.

Еще раз подчеркну: мы имеем дело не с объявленной кем-то сверху гласностью, а со стихийной гласностью снизу, которую никто не разрешал, а потому и запретить никто не сможет.

Фактически, теперь уже не удается замолчать ни один более-менее значимый эпизод произвола власти. Более того, легальный и официозные каналы массовой коммуникации вынуждены действовать с оглядкой на то, что там пишут и пишут эти вот жалкие ничтожные холопы в этих вот своих интернетах.

Так что не стоит ждать объявления перестройки сверху. Она неизбежна и когда начнется — об этом сообщит диктор канала Россия24: мол, действительно нехорошо получилось, правительство-то было неудачное, правильно писали в блогах, теперь будет другое, да и пакет реформ внесен в думу — губернаторов выбирать, выборный закон изменить и т.д.

Так что надо следить за официозными новостями. Пока там еще игнорируют информацию о митингах протеста, даже вопреки повсеместно распространяемой информации, но это только пока. Как только рухнет и этот барьер — тут все и начнется.

Многих вот волнуют проходящие сейчас в регионах выборы. А что выборы? Знаете, а какая разница, сколько процентов получит ЕР и сколько — марионеточная оппозиция?

Эти вот текущие выборы — это как последние советские черненковские выборы 1984 года.
От того, что тогда кого-то куда-то выбрали, ничего не зависело. Ни в 1984, ни потом.

А потом были совсем другие выборы и совсем другая история.

Федор Крашенинников — политолог, консультант по PR, автор нашумевшего романа-антиутопии "После России"

Поделиться
Комментарии