Своими взглядами на перспективы с "Инфопрессом" поделились лидер союза "Во благо Йыхви" нынешний старейшина Йыхвиской волости Тауно ВЫХМАР и лидер союза "Житель Йыхви" известный бизнесмен Николай ОСИПЕНКО.

Тауно ВЫХМАР: "Думаю, мы останемся у власти"

- Господин Выхмар, вы считаете достигнутый союзом "Во благо Йыхви" результат победой или поражением?

- Все-таки победой. Я предполагал, что мандаты распределятся так: у нас девять, у оппонентов девять, а остальное у центристов. Сам лично рассчитывал набрать голосов 500-600, а получилось вдвое больше.

- Поскольку в Йыхви по итогам голосования имеется не перевес, а скорее что-то ближе к зыбкому равновесию, то как вы оцениваете шансы "Во благо Йыхви" при формировании волостной управы остаться у власти?

- У меня такое чувство, что все-таки мы останемся. Нам удастся договориться с центристами и вместе с ними создать коалицию с 12-ю голосами. Да и оппозиция не столь едина и монолитна, как они пытаются себя представить. С такими людьми, как Шлык или Боровков, по-моему, в отдельных случаях вполне реально договориться. Все зависит от того, какие вопросы выносятся на обсуждение. В некоторых случаях, уверен, у нас будет и больше 12-ти голосов.

- Вы исключаете вариант, при котором не ваш союз, а оппозиция сумеет найти общий язык с центристами, и тогда они станут правящей в Йыхви силой, а вы останетесь в меньшинстве?

- Это тоже возможно. Но все-таки я верю в Каарела Пюрга, лидера центристского списка, который неоднократно говорил, что сотрудничество с блоком Осипенко исключает. Хотя, конечно, у Центристской партии в Йыхви могут быть и собственные интересы… Если случится, что центристы пойдут не с нами, а с оппозицией? Тогда у них будет 11 голосов, и продолжение работы старейшиной я для себя исключаю. В этом случае победившая оппозиция должна будет создавать в волостном управлении совершенно новую команду. Это займет время и будет стоить денег — поскольку, по закону, увольняемым чиновникам придется заплатить компенсацию. Откровенно говоря, не вижу, чтобы у оппонентов уже сейчас была готовая сильная команда для управы.

- Если ваша команда останется, то прислушаетесь ли вы в дальнейшей работе к каким-то критическим замечаниям, которые последние месяцы звучали из уст йыхвиской оппозиции?

- Если бы там были новые и хорошие идеи… А были только обвинения, направленные против меня и действующей власти. Что тут учитывать? Возможно, придется тратить больше времени и сил, чтобы все бумаги, которые идут на стол депутатов волостного собрания, были еще более убедительными, снимали все возможные вопросы, чтобы принимались решения, а не шли бесконечные дебаты. Иными словами, придется подстраховываться как можем.

- Может ли ваш союз, оставшись у власти, предложить какие-то посты в управе или собрании и оппозиции, за которой все-таки стоит почти 40 процентов избирателей?

- В волостной управе — не вижу, что можно было бы им предложить. В управе должны работать специалисты, а не политики. В собрании, мне кажется, было бы нормальным, если бы оппозиция вошла в состав самых разных депутатских комиссий. Возглавить какую-то из комиссий? Честно говоря, лично у меня нет к оппозиции доверия, чтобы отдать им руководство какой-то из комиссий. Но, в конце концов, это решать всем депутатам. Пост заместителя председателя волостного собрания? В первую очередь, это надо обсуждать с центристами, на союз с которыми мы надеемся. И если в предыдущем созыве у председателя было три заместителя, то в новом разумнее оставить одного. Это, кстати, тоже поможет сэкономить средства.

- Если "Во благо Йыхви" превратится в оппозицию, то какой будет ваша тактика?

- Я не думал об этом. Но, наверное, надо все-таки быть конструктивными, то есть смотреть: идет принимаемое решение на пользу Йыхви или нет. Если видим, что не идет, — не молчать, говорить. Работать в комиссиях, чтобы получать необходимую информацию.
Про себя скажу, что если я попаду в оппозицию и останусь работать где-то в Ида-Вирумаа, то буду участвовать и в работе волостного собрания. Если же придется уехать в другой регион Эстонии, то свой мандат я сдам.

- Можете ли сказать уже сейчас, за какие решения ваш союз готов "биться", а с другой стороны, что из возможных предложений оппонентов для вас априори неприемлемо?

- Доходы Йыхви — 100 миллионов крон в год, и примерно в эти рамки мы и должны укладываться. Кредит, который мы еще можем взять, может быть использован только на самофинансирование проекта с европейской поддержкой. То есть ссуду на асфальтирование не возьмешь. А если так хочется увеличить затраты на дороги — их придется снимать с других статей, в том числе с культуры. Но это будут мизерные суммы.

- Планируете ли вы сокращать штат волостной управы?

- Больше нет возможностей сделать это без ущерба для качества. Однако и повышать зарплату в управе мы тоже не можем. Скорее, я бы перераспределил силы: увеличил количество отделов, но вместо трех помощников старейшины оставил только двух. Но это пока идеи.
Оппоненты много говорили, что материальный выигрыш даст сокращение расходов на управление волостью. Эти расходы составляют 20 миллионов крон в год, но не забывайте, что в них входят резерв бюджета и деньги, которые мы возвращаем банкам, а это вместе — около 7 миллионов.

- Господин Выхмар, может ли случиться такое, что ваш блок и блок Осипенко-Шлыка договорятся и противостояние исчезнет? Можете ли вы лично подать господину Осипенко руку?

- Возможность договоренностей я тоже не отметаю. И руку Осипенко подать могу. До предвыборной кампании у меня ведь были с ним нормальные отношения. Сейчас доверия к нему у меня лично нет. Но это не помешало бы мне снова встретиться с ним и поговорить.

Николай ОСИПЕНКО: "Мы не настроены на скандалы"

- Николай Васильевич, по вашему мнению, девять мандатов союза "Житель Йыхви" — победа или поражение?

- Победа. Это вполне хороший результат, если учесть, что мы не использовали т.н. административный ресурс, поскольку в нашем союзе — преимущественно предприниматели. Мы прогнозировали для себя 8-9 мест.

- Ваш союз намерен оставаться в новом волостном собрании оппозицией или будет бороться за то, чтобы стать правящей силой?

- Наше намерение — прежде всего, представлять интересы жителей волости и своих избирателей. Отвоевывать власть любой ценой было бы неправильно. Это делают те, кому нужны посты, должности. Мы с самого начала заявляли, что не имеем цели захвата власти. Власть доверяет народ.

- Вы уже заявили в прессе, что если кто-то из ваших оппонентов все же сам захочет перейти к вам, то вы его примете. При каких условиях такое желание может возникнуть?

- У нас более демократичный список, и мы открыты для всех с момента формирования избирательного союза.

- Но ведь работа депутатов — это именно политика, а в ней широко применяется и переманивание. Вы метод переманивания со стороны своей фракции исключаете?

- Да, исключаю. Но если люди к нам придут — почему мы не можем их взять?

- Возможно ли, что в йыхвиском собрании ваша команда все-таки сблизится с двумя депутатами, прошедшими по списку центристов, и таким образом составит правящий союз?

- Мы ни с кем переговоров не инициируем. Каждый должен определяться сам. Над нашим избирательным союзом нет партийного флага. В то же время, и в "Жителе Йыхви", и в союзе "Во благо Йыхви" есть представители двух основных партий — центристской и реформистской. Им и надо бороться за флаги, за имидж своих партийных организаций.

- Центристы уже делали вам предложения объединиться?

- Пока (интервью взято в среду. — прим.авт.) они ведут переговоры с "Во благо Йыхви". Зачем им мешать? Главное — чтобы были избраны руководящие органы, расставлены точки над "i" и можно было приступать к обсуждению накопившихся насущных вопросов.

- Откройте наконец тайну: кого все-таки ваш союз желал бы видеть на двух главных постах — председателя собрания и старейшины? Никогда не поверю, что, вступая в предвыборную кампанию, вы и ваши люди, как сказал в интервью нашему изданию Вячеслав Шлык, ничего этого заранее не определяли. Да, в конце концов, теперь и выборы позади…

- Тут и тайны нет — этот вопрос у нас не обсуждался. В нашем союзе собрались прагматики, которые знают, что нельзя делить шкуру неубитого медведя. При формировании списка мы так и условились: эти решения будем принимать при определенных обстоятельствах. Если нам надо будет формировать власть, то достойных кандидатур на пост председателя у нас достаточно. Старейшину, считаем, надо назначать на конкурсной основе.

- Если "Житель Йыхви" останется оппозицией, то какой будет ваша тактика? На любое "да" правящей коалиции говорить "нет"?

- Просто стучать ногами и кричать мы не собираемся. Если увидим, что предлагаемое решение не отвечает интересам жителей Йыхви, — не смолчим. Но если дело будет на пользу горожанам — почему его не поддержать?

- А что точно не поддержите?

- Например, мы не поддержали два года назад повышение зарплат чиновникам. Не поддержим этого и теперь, если такое предложение поступит.

- То есть ваша фракция будет более активной, чем оппозиция в предыдущем волостном собрании?

- Не соглашусь с вами в том, что до сих пор мы были неактивны. Будь мы неактивными — с нами бы не считались. А с нами в старом созыве считались.

- Так когда ждать на заседании волостного собрания ближайшего скандала?

- Я вас предупрежу (смеется)… А если серьезно, то специально затевать скандалы у нас нет абсолютно никакого желания. "Оппозиция-коалиция" — деление довольно условное. За каждым из 21-го депутата стоят избиратели, и все мы должны без эмоций работать на их благо.

- Оппозиция — вещь хорошая. Но всякая палка о двух концах. Когда у двух сил во власти примерный паритет, то развитие самоуправления рискует и остановиться: чтобы не нарушать равновесия, правящая партия просто побоится принимать смелые решения. В Йыхви такое может произойти?

- Абсолютно нет. У нас прагматичные и разумные люди.

- Претендует ли ваш союз, даже будучи оппозицией, за которой все-таки 40 процентов избирателей, на какие-то должности в управе и собрании?

- Среди нас нет людей, которые бы претендовали на должности в волостном управлении. Что касается собрания, то доброй традицией является участие оппозиции в работе комиссий, при этом председательство в них даже не имеет особого значения.

- Но несколько человек из вашей команды, в том числе вы, в прошлом созыве ни в одной комиссии не работали.

- Таково было решение коалиции.

- То есть вас туда не допускали?

- Я бы сказал: не приглашали.

- Ну а что мешало самим заявить о своем желании?

- К сожалению, наш голос не был услышан, и это ошибка старой правящей коалиции.

- Николай Васильевич, в чем, на ваш взгляд, причины такого острого предвыборного противостояния, схватки именно в Йыхви?

- По-моему, ничего особенного здесь не было. Абсолютно обычная предвыборная борьба. Кампания закончилась, и, надеюсь, она не повлияет на принятие решений в предстоящие четыре года. У нас нет неприятия каких-то конкретных людей из той команды.

- А неприятие Тауно Выхмара?

- Он вполне нормальный и здравомыслящий человек.

- Может ли между "Жителем Йыхви" и "Во благо Йыхви" быть заключен какой-то "пакт о ненападении", договоренность на все четыре года?

- Нет такого противостояния, чтобы тратить время на заключение каких-то пактов. Нам хочется верить в их конструктивизм, ведь понятно, что и у них есть обещания перед избирателями, которые они должны выполнить.

- Вы можете сегодня подать руку Выхмару?

- Легко.

PS. В среду стало известно, что союз "Во благо Йыхви" договорился с прошедшими в волостное собрание Йыхви представителями списка Центристской партии. Суть договоренностей, как сообщил Тауно Выхмар: место председателя волостного собрания получит центрист Каарел Пюрг, центристам отдадут также пост председателя ревизионной комиссии, кроме того, они смогут назначить в каждую из других комиссий людей, баллотировавшихся в их списке. Союзу "Во благо Йыхви" должны остаться посты председателей остальных, кроме ревизионной, комиссий, а также он получит возможность формировать орган исполнительной власти — волостную управу.

А в четверг утром представитель Госпрокуратуры сообщил "ИП", что Государственная прокуратура вслед за Вируской окружной не нашла оснований для начала уголовного производства в отношении Выхмара.

Поделиться
Комментарии