В нем приняли участие докладчики со стороны: из Германии, Финляндии и России. Выступлений с мест практически не было. Вероятно, организаторы форума пришли к выводу, что время эмоций прошло, наступило время анализа — того, что случилось год назад и тех последствий, с которыми мы уже сталкиваемся и столкнемся в будущем.

Это мы уже слышали

Вот только первый докладчик был выбран неудачно. "Политолог и свободный журналист из Финляндии" Ийви Анне Массо (между прочим, дочь той самой Сальме Массо, книги которой про салаты когда-то пользовались большим спросом у домохозяек) назвала свое выступление "Диалог как мостостроитель: истины и толкования", однако приглашением к диалогу оно не стало. Современный политкорректный европейский стандарт "у каждого своя правда", по ее мнению, в наших условиях неприменим. Но если докладчик с самого начала имеет в виду то, что права только одна сторона, то на какой диалог мы можем рассчитывать?

Ничего нового и конструктивного г-жа Массо не сказала. Напомнила о том, что прежде чем прийти в 44-м как освободитель, СССР в 40-м вторгся в Прибалтику как оккупант — в результате сговора с нацистской Германией. Так что Сталин и Гитлер больше полутора лет были союзниками.

Все верно. Вот только накануне Второй мировой войны все без исключения европейские правительства вели себя гнусно. Западные демократии в Мюнхене сдали Гитлеру Чехословакию.

Апеллируя к Оруэллу и отмечая, что в СССР совершенно по-оруэлловски корректировали прошлое: "кто владеет настоящим — тот владеет прошлым, а кто владеет прошлым, тот владеет будущим" (что истинная правда), г-жа Массо однозначно приравняла памятник, созданный эстонским скульптором Энном Роосом, к символу сталинской оккупации и всех тех бед, которые она принесла народу Эстонии.

На этом можно было бы остановиться — каждый имеет право на свою правду — но г-жа Массо патетически воскликнула: "Можно ли представить себе, чтобы где-нибудь в Европе стоял памятник немецкому солдату Второй мировой войны в полной форме СС и при оружии!"

Помилуйте, но ведь многие эстонские политики в своих выступлениях виртуально возводят именно такой памятник, прославляя ветеранов Waffen-SS. A в Лихула даже попробовали было реально установить нечто в этом роде. Словом, строить мосты у г-жи Массо-младшей не получается. Делала бы лучше, по примеру матери, салаты.

Со стороны виднее

Из выступления представителей Германии политолога Александра Рара ("Об опыте Германии по развитию стратегического сотрудничества с Россией") и журналиста радиостанции "Немецкая волна" Андреаса Бреннера ("Взгляд на события "бронзовой ночи" из Германии") вытекало, что позиция Запада по этому вопросу вовсе не означает безусловного одобрения действий правительства Ансипа. (Когда канцлера ФРГ Ангелу Меркель спросили о том, как она относится к сносу памятника и всему, что воспоследовало, она ответила: "Это внутреннее дело Эстонии, мы в него не вмешиваемся".)

Западу важно не то, что творится в Эстонии, а какие перемены происходят в России и как, учитывая их, строить "восточную политику". Кратковременная эпоха либерализации и демократизации российского общества закончилась; надежды Запада интегрировать Россию в новую Европу не сбылись. В результате Западу ничего не остается, как расширять НАТО, а Россия воспринимает это очень болезненно и в свою очередь демонстрирует, что у нее наросли мускулы.

"Российский фактор" расколол Европу. Причем, если "старая" Европа исходит из перспектив экономического сотрудничества и очень надеется, что при президенте Медведеве Россия будет менее настороженно и нервозно воспринимать шаги Европы, чем при президенте Путине, то "новая" (посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы) не может забыть старые обиды. Хотя иногда к "новым" присоединяются и "старые": против прокладки газопровода по дну Балтийского моря вместе с Эстонией выступила Швеция.

События "бронзовой ночи" пресса ФРГ поначалу восприняла как сенсацию в чистом виде. На первые полосы газет были вынесены заголовки, гласящие о вспышках насилия в Таллинне, о столкновениях на национальной почве. Аналитика появилась позднее, причем больше внимания уделялось тому, что писали об этих событиях российские СМИ, и о свистопляске, затеянной "Нашими" возле посольства Эстонии.

Однако нужно помнить, что "старая" Европа, государства, задающие тон в ЕС, исходят из того, что современный мир мультинационален и мультикультурен. В школах многих стран уже изучают ислам: ведь мусульмане составляют значительный процент их населения. Желание строить национальное государство воспринимается как архаичное и неудобное для всего ЕС.

Из сказанного германскими гостями можно сделать такой вывод: опасаясь и не доверяя России, европейские государства воспринимают сейчас Ансипа примерно как демократические президенты США — латиноамериканских "горилл": да, конечно, он сукин сын, но он наш сукин сын. Однако изменения политической конъюнктуры, частичный отказ России от агрессивной риторики и положение на рынке энергоносителей могут привести к тому, что "сукин сын", невпопад, как героиня известной басни Крылова, лающий… ну хоть на медведя, надоест "большим парням". Барбудос свергли Батисту, а сандинисты — Сомосу не потому, что были сильнее, а потому, что США отступились от надоевших им диктаторов. Впрочем, у нас демократия, и народ сам разберется с надоевшей ему Партией реформ.

Российский социолог Владимир Мукомель в своем докладе "Таллинн год спустя: взгляд из Москвы" отметил, что по опросам ряда центров по изучению общественного мнения Эстония в рейтинге стран, которые российский обыватель считает врагами РФ, за два года поднялась с 4-го места на первое (!). Российские СМИ муссировали тему "Бронзового солдата" начиная с весны 2006 года, причем редко выпадал день, когда по ТВ не крутили какой-нибудь сюжет на эту тему. События в Таллинне срезонировали с подъемом в РФ ксенофобии и агрессивного шовинизма и сыграли на руку черносотенным элементам.

Ходим по краю пропасти

Такой вывод можно было сделать из докладов экономистов — академика Михаила Бронштейна и Хейдо Витсура. Первый выступал более эмоционально, второй — более четко, отмечая причинно-следственные связи, о которых непрофессионалы могли и не думать. Но мысль обоих выступлений была одна и та же: правительство Ансипа завело экономику в опасный тупик, и нас может ожидать нечто вроде Великой Депрессии 1929-32 годов.

Темпы инфляции достигли 11%. "Бронзовые" события привели к сокращению транзита, из-за чего Эстония не досчиталась, по разным подсчетам, от 5 до 7 миллиардов крон. Правда, это не означает, что 7-милллиардный дефицит бюджета вызван исключительно сокращением транзита. Тут речь идет, скорее, о том, что внутренний валовой продукт (ВВП) оказался на 5-7 млрд. меньше, чем следовало.

По мнению Хейдо Витсура, развитие экономики в Эстонии в течение многих лет было рискованным. "Экономическое чудо" объяснялось тем, что в банки закачивались деньги из-за рубежа. Несколько лет назад в Эстонии побывал вице-президент совета Всемирного банка (фамилию г-н Витсур запамятовал). Дорогого гостя водили по торговым центрам, хвастались тем, что у нас можно купить то же, что в Европе. Потом подобострастно осведомились, как ему понравилось. Гость сказал, что совсем не понравилось: а где ваши отечественные товары? Их не было — продавался исключительно импорт.

Сегодня в Эстонии на одного пенсионера приходится полтора работающих человека. Через 25 лет соотношение станет 1:1. А в США оно 1:3, и американцы очень боятся, что станет 1:2,5. Соотношение 1:1 им даже в страшном сне не снится.

Образование у нас не просто хромает на обе ноги. Триады "образование — экономика — наука" у нас не существует. Люди получают не те специальности, которые востребованы на рынке труда, а те, которые хотят. И потом удивляются, отчего не могут устроиться на работу. Ученые занимаются исследованиями, которые не могут быть применены на практике.

Эстония проводит политику сверхдержавы. И не только потому, что создает свое посольство в Косово раньше всех остальных стран. А и потому, что игнорирует связь образования, науки и экономики. Такое могут позволить себе США: посадить на пособие представителей ненужных специальностей и выделять гранты на фундаментальные исследования, которые в настоящее время представляют интерес только для горстки ученых. Нужные мозги американцы найдут в любой точке земного шара. А у нас вместо того, чтобы каждого талантливого человека ценить на вес золота, многих выдавливают из страны, а другие уезжают сами, не видя для себя перспективы.

Неолиберальная экономика привела к тому, что наша экономическая политика — это отсутствие экономической политики.

И совершенно ясно, что "бронзовая ночь" нужна была в первую очередь нынешнему правительству. Чтобы отвлечь внимание граждан и неграждан от его тотального провала.

Поделиться
Комментарии