— Андрей, как давно ты занимаешься фотографией?

 — Честно говоря, сравнительно недавно. Года три назад я очень серьезно начал заниматься этимологией — собирал коллекцию насекомых. Для научных исследований необходимо было снимать этих насекомых, их среду обитания. Тогда и была куплена первая камера, с которой я начал делать первые технические снимки. И очень скоро это меня так заинтересовало, что я стал заниматься серьезно. Через какое-то время купил новую камеру, стал изучать художественную сторону фотосъемки. Где-то полтора года назад я понял, что назвать мое занятие просто увлечением нельзя. Увлечение — это когда сегодня есть, а завтра — нет. А я отношусь к фотографии как к серьезному искусству.

В ноябре 2005 года я прочитал в Интернете объявление, что один российский фотожурнал проводит конкурс на фотографию для обложки журнала. Я послал несколько работ. Через некоторое время пришел ответ, что мои работы заинтересовали организаторов конкурса, меня попросили переслать оригиналы снимков для участия в основном туре. Отправил, и оказалось, что одна из моих фотографий победила в этом конкурсе и была напечатана на обложке этого журнала за ноябрь месяц. Было, конечно, очень приятно получить такую высокую оценку своих работ.

 — Ты занимался на каких-то специальных курсах, постигая фотомастерство?

 — Нет, специальных курсов я пока не проходил. Очень много читал статей в Интернете, изучая техническую сторону дела. Но я убежден, что можно изучить композиционные основы, но невозможно научиться быть художником. Скажем, можно красиво и реалистично нарисовать огурец, но это — не искусство, а обычное копирование. В каждом продукте творчества должно быть что-то свое. Невозможно научиться творить, невозможно научить видеть мир другими глазами. Начав серьезно заниматься фотоискусством, я много общался по Интернету с фотографами из России, Таллинна, с несколькими известными мастерами из Франции. А когда езжу, скажем, по России, стараюсь найти возможность встретиться с новыми знакомыми. Так, прошлым летом я ездил в Крым фотографировать пейзажи. Предварительно договорился с одним фотографом из Москвы, который тоже приехал в Крым, и мы вместе ходили по интересным местам.

 — Заниматься фотографией — дело очень дорогостоящее. Тебе помогают родители?

 — Конечно, ведь я еще только заканчиваю гимназию. Фотоискусство — это такое занятие, которое "высасывает" все деньги, какие есть. Как правило, люди, которые занимаются в жизни только этим, все, что зарабатывают, тратят на фототехнику, оставляя на быт самый минимум. Человек может ходить в старой одежде, жить в страшной, давно не ремонтированной квартире, но за плечами носить технику стоимостью в десятки тысяч долларов. Собственно, как и художники, которые могут жить в нищете и тратить огромные деньги на краски, кисти, материалы.

 — Как ты думаешь, твое столь серьезное занятие фотографией будет как-то связано с твоей будущей профессией?

 — В будущем мне хотелось бы заниматься рекламной фотографией. В Эстонии практически нет рекламной фотографии на том уровне, какой существует в Европе. В России пока с этим тоже проблемы. Но она обязательно сюда придет. А сегодня этому лучше всего обучаться именно в Европе — в центре развития этого дела. Пока что я окончательно не определился, куда пойду учиться дальше, но определенные наметки есть. Но даже если я стану заниматься профессионально рекламным фото, художественная фотография всегда будет со мной. Я уже сейчас хожу с двумя системами камер: одной снимаю для себя, а другой — какие-то коммерческие снимки.

 — Есть разница в процессе съемки, скажем, популярных фотографий и художественных?

 — Если я фотографирую школьных друзей, я, разумеется, отношусь к этому достаточно серьезно: ведь любой снимок должен быть качественным. И все-таки, это совсем не то, когда я ищу кадры для себя. Когда занимаешься творчеством, это вовсе не означает, что я иду и фотографирую какой-то конкретный объект. Когда я иду снимать, это совершенно не означает, что я приду в какое-то определенное место и сфотографирую задуманное. Естественно, у меня в голове есть какие-то идеи, какие-то ассоциации. И я хожу и ищу их воплощение. Выходя из дома, я часто не имею представления, куда я пойду и что меня заинтересует. Возможно, я не сделаю ни одного кадра, а, возможно, отсниму несколько пленок.

 — Как много времени ты проводишь "в поле"?

 — Разумеется, в силу определенных обстоятельств, мне не удается выбираться каждый день. Даже какую-то периодичность назвать не могу. Бывает, уеду на несколько дней и снимаю, а бывает, что за месяц ни разу не удается выбраться. Могу целый день проходить безрезультатно. Но, как правило, чаще всего снимаешь не то, о чем думал, а совершенно иное.

 — В какое время года ты предпочитаешь фотографировать?

 — Я стараюсь, чтобы на моих фотографиях не было никаких ссылок на время суток, время года и место, в котором это снималось. Я стараюсь избавиться от каких-то лишних элементов, визуального шума, который мешает восприятию некоторых объектов. Если, допустим, фотографировать заснеженный лес, у зрителя, который рассматривает фотографию, неизбежно возникнет впечатление холода. Но ведь не обязательно зимой должно быть холодно. Я стараюсь избавиться от ссылок на любые помехи, чтобы ничто не мешало восприятию того снимка, какой я задумал. Наверно, больше предпочитаю фотографировать весной и осенью, когда нет листьев и снега.

С этой же целью — отсечь все лишнее — занимаюсь черно-белым фото, чтобы даже свет не мешал, не будил посторонние чувства. Я даже выдержку, как правило, беру длинную — от 30 секунд до нескольких минут, чтобы любые нестабильные объекты исчезли из кадра, в том числе, движение ветра, воды.

 — Не мешает ли фотография учебе в школе?

 — Не думаю. Такого, чтобы я уходил с уроков фотографировать, почти не бывает. Но, надо сказать, фотографией нельзя заниматься по расписанию: раз в неделю, по четвергам с 16 до 18. Использую все свободное время, как только прихожу из школы. Бывает, когда и уроков много зададут, и снимков много, сижу до трех часов ночи. Но это не причина опоздать на уроки.

 — У творческого человека голова работает, что называется, "без выходных". А вдруг тебе идея придет в голову прямо на уроке?

 — Такое очень даже часто бывает. Для этого у меня в каждой тетради лежат листочки для набросков. Потом из этих набросков получаются постановочные фотографии. Учителя, конечно, видят, когда я перестаю заниматься уроком и начинаю что-то быстро рисовать. Иногда делают замечание, но они прекрасно знают, что это не влияет на усвоение изучаемого материала.

 — А как относятся к твоему столь серьезному занятию одноклассники?

 — Не сказал бы, что равнодушно, но, по-моему, им это просто не интересно. С другой стороны, я сам не хочу, чтобы кто-то постоянно вмешивался в этот мой процесс. Есть несколько друзей, которые меня хорошо понимают, потому что сами занимаются фотоделом. С одним из одноклассников мы вместе занимаемся коммерческими заказами, с другим — художественной фотографией.

 — Значит, деньги все-таки приходится зарабатывать?

 — Конечно, потому что их требуется все больше и больше. Но я не занимаюсь тем, что мне не нравится. Если съемка не приносит мне удовлетворения, я ее сдам заказчику — и забуду, считаю это абсолютно бессмысленной работой. За коммерческие заказы берусь только тогда, когда уверен, что смогу их выполнить на высоком профессиональном уровне. Почему меня интересует рекламная фотография? Потому что заказчик в этом случае только высказывает какие-то свои идеи и знает, какой он хочет получить результат. А на мою долю остаются все основные идеи и весь творческий процесс.

 — Почему-то считают, что у твоих ровесников очень мало серьезных увлечений. Это так?

 — Не совсем так. Просто большинство увлекаются вещами, не привязанными к жизни. Скорее, просто для того, чтобы занять свободное время. Кто-то начинает рисовать, кто-то ходит в музыкальную школу, кто-то — в спортивную. Но называть это увлечение серьезным, по-моему, нельзя, потому что у большинства нет никаких планов и целей на будущее. Но, конечно же, есть ребята, которые чуть ли не с детства занимаются делом, которому мечтают посвятить жизнь. Вот это — серьезно.

 — А как ты относишься к своим ровесникам, которые часто меняют свои увлечения?

– Я считаю, что они просто ищут себя. Школа дает базовые знания, учит жить в обществе. Даже бывает кому-то тесно в рамках школьной программы. Но большинство — в поиске самого себя, и делать это приходится самому. Конечно, это сложно и трудно. Большое значение имеет случай, как это было у меня. Надо больше пробовать себя, и если в тебе есть что-то такое, оно отзовется в нужный момент. И, пробуя, обязательно доводить дело до конца, а не останавливаться при первой трудности. Любое увлечение требует труда и целеустремленности. А открыть себя можно не только в школьном возрасте, это может произойти и гораздо позже.

Поделиться
Комментарии