Давно замечено: выборы президента Эстонской Республики, если оценивать их с позиций классической демократии, с каждым разом приобретают все более карикатурные формы. Казалось бы, бездарные политические кампании, которые мы с вами созерцаем, должны заставить общество тщательно проанализировать издержки формирования институтов государственной власти.

К сожалению, трезвый и компетентный анализ нынешнего состояния эстонского общества и путей его дальнейшего развития подменяется у нас эмоциями, базирующимися на самых низменных инстинктах человеческого сознания и пропагандистском словоблудии.


Политизированный междусобойчик Причем в публично оглашаемую ныне болтовню не верят даже сами политики. Эстония — маленькая страна. В силу этого объективного обстоятельства толковых людей, способных грамотно управлять государством, у нас не так уж и много. Или почти все они уже перебывали в политике.

Большинство из них ушло из этого отстойника (если называть вещи своими именами). А оставшиеся в политических сферах взяли на вооружение известный ленинский принцип о том, что "всякая кухарка способна управлять государством". Мы это уже проходили. И если в первый раз история развивалась по драматическому сценарию, то во второй раз в отдельно взятой стране Эстонии она повторяется в виде опереточного трагикомического фарса. Нынешняя президентская кампания — лишнее тому подтверждение.

Общеизвестно, что новые продуктивные идеи, как правило, рождаются в ходе коллективного обсуждения. Этот принцип безотказно действует как на уровне семьи или рабочего коллектива, так и на уровне всего общества. Развитие новых общественно значимых идей происходит в ходе их многократного и всестороннего обсуждения.

Вспомним времена т.н. "поющей революции", когда на Эстонском телевидении шла замечательная политико-публицистическая передача "Подумаем еще". Можно по-разному воспринимать идеи, которые обсуждались на той телепередаче, но факт остается фактом — это была наиболее адекватная и эффективная форма создания или, если хотите, воспитания в Эстонии гражданского общества.

Сейчас в нашей жизни нет ничего подобного. Отчуждение политики от народа приобрело катастрофические размеры, образовав между ними непреодолимую пропасть. Политика превратилась в замкнутую сферу деятельности, с очень ограниченным числом фигурантов, все действия которых подчинены жестким нормам поведения, обусловленного наиболее циничными расчетами. Самое неприятное, что эта замкнутая каста политиков успешно навязывает свою поведенческую модель всему обществу.

Ускоренными темпами происходит т.н. "политизация общества", когда почти все — назначение на высокооплачиваемую работу, предоставление выгодного заказа, принятие важнейших для государства решений… — происходит не по соображениям целесообразности, а по принципу партийной лояльности. Дело дошло до того, что у нас даже влюбляются или заводят любовников по партийному принципу.

Так и выборы президента превратились у нас в чисто партийное мероприятие, в эдакий междусобойчик политиков, страшно далеких от народа. Общественность полностью выключена из процесса выборов главы государства. И дело здесь даже не столько в том, что президента выбирает не население, а Рийгикогу. Точнее, Собрание выборщиков.

Это, в общем-то, не столь принципиально. Принципиально важно другое.


Новая номенклатура

Проблема заключается в том, что у нас с вами нет абсолютно никакой возможности подкорректировать партийно-бюрократический механизм избрания президента. Как-то незаметно, тихой сапой в Эстонии сформировалась новая партийно-политическая номенклатура. Совсем как в старые добрые советские времена. И то, что раньше была одна партия — КПСС, а теперь несколько, по сути, ничего не меняет. Так вот, эта новая номенклатура все и решает, отводя народу роль статистов.

Судите сами. О президенте, как и о кандидатах на президентский пост, говорят лишь одни профессиональные политики. Все кандидаты в президенты — партийные функционеры. Да и вообще, ныне действующий президент, его конкуренты, как и сам президентский пост, превратились в объекты политических манипуляций. Кресло главы государства в Кадриоргском дворце стало предметом торга. А сами выборы президента больше напоминают восточный базар, на котором вовсю господствует торгашеский принцип: вы — нам, мы — вам.

Обратили ли вы внимание на то, что ни один из кандидатов в президенты не представил на суд широкой общественности свою предвыборную программу, не дал свою оценку теперешнему состоянию дел в Эстонии, не говоря уж о стратегическом видении перспектив развития нашего государства. Нет дискуссий, интеллектуальных споров, в которых, как известно, рождается истина. Они подменены пошлыми скандалами и изощренной системой дискредитации политических противников.

Почему же все-таки из эстонской политики исчез рациональный анализ? На первый взгляд, ответ очевиден: потому что у большинства нынешних политиков просто нет идей, с которыми можно было бы, не стыдясь, выйти к народу.

А почему тогда, отстранившись от политики, молчит интеллектуальная элита эстонского общества? Неужели деятели науки и образования, культуры и искусства не видят безобразия, творящегося в политической среде? Не видят или не хотят замечать? Интеллектуалы ударились в политический пофигизм?

Может быть, и так. Но, скорее всего, сейчас в условиях формальной демократии и показного плюрализма эстонская интеллигенция поставлена в еще более жесткие рамки, чем в советские времена.

Не будем скрывать: в советской Эстонии деятелям науки, культуры и искусства жилось очень хорошо. Но только тем, кто своим творчеством в той или иной степени поддерживал линию партии. Конечно, по сути своей это было несправедливо.

А сейчас разве лучше? Почти все художники и писатели с поэтами разошлись по различным партийным стойбищам. Естественно, не от хорошей жизни. На одни гонорары в Эстонии не проживешь. Нужна государственная финансовая подпитка, которую можно получить, лишь поладив с партийными боссами. Вот и приходится выкручиваться. Тут, как говорится, не до высоких материй, когда штаны и юбки спадают.

Возможно, дело могла бы поправить эстонская журналистика, если бы она не была настолько политически повязана. То бишь ангажирована, если использовать более корректную форму выражения. Возможно, на факультетах журналистики студентам и рассказывают о журналистской этике, свободе слова и независимости прессы, но жестокая действительность очень быстро вносит свои коррективы в умонастроения молодых (да и старых) журналистов. Они легко и сметливо усваивают законы капиталистической "свободы слова", которая заканчивается там, где наживается капитал.

Причем не только финансовый, но и политический. Что, впрочем, фактически одно и то же.


Неутешительные итоги

К чему же мы в итоге приходим?

Там, где нет рационального анализа, балом правят эмоции, экзальтация, пропаганда и манипулирование общественным мнением, которое искусственно запихивается в жесткие политико-идеологические рамки.

Кое-кто видит выход в привлечении в политику ученых и представителей творческой интеллигенции, а президента, мол, надо бы выбирать из "неполитической среды".

А где ее взять, скажите на милость?

Да и сейчас разве мало среди ныне действующих политиков бывших ученых или поэтов? Они есть и среди кандидатов в президенты. Какой-то замкнутый круг образуется. В том смысле, что все возвращается на круги своя.

Как и прежде, жизнедеятельность общества все больше и больше подчиняется стереотипам, утвержденным на партийных съездах. Это, вероятно, и есть тоталитаризм, если не по форме, то по существу.

Нашим государственным мужам очень полюбилось выражение "маленькая Эстония". Спрашивается, почему?

Наверное, это очень удобно — мол, мы такие маленькие, поэтому нам все простительно. Но величие страны определяется не только размерами ее территории или численностью населения. Величие государства определяется, прежде всего, идеями, превалирующими среди политической элиты. А все помыслы наших политиков погружены в мелочное и суетное. Именно они делают Эстонию "маленькой", потому что так им удобней проворачивать свои мелкие делишки в замкнутом, духовно ограниченном пространстве.

Не следует также забывать, что тоталитарный строй порождается не обществом. Он зарождается в помыслах политиков, отмеченных убожеством мысли и души. В результате они просто не умеют править. Но хуже всего то, что они переносят свои комплексы на все общество, заражая его бациллами стяжательства и беспринципности.

Хочется верить, что иммунная система эстонского общества все же достаточно сильна, чтобы преодолеть эту застарелую болезнь. Хотя нынешние президентские выборы вряд ли станут для того поводом.

Поделиться
Комментарии