Национальный парк Соомаа, находящийся на границе Пярнуского и Вильяндиского уездов, занимает площадь в 370 квадратных километров. После Лахемаа это второй по величине национальный парк Эстонии. Он был создан в 1993 году с целью сохранения тамошних болот, пойм и раскинувшихся в долинах рек лугов, почти не испорченных человеческой деятельностью.


Чистая топь

17 июня 1997 года Национальный парк Соомаа был внесен в список заповедных территорий, имеющих международное значение. А с 1998 года Соомаа акцептируется ЮНЕСКО как природно-экологический заповедник мирового значения. Кроме того, парк входит в общеевропейскую сеть природно-заповедных зон Natura 2000. Международная организация BirdLife International, занимающаяся охраной пернатых, рассматривает Соомаа как один из важных районов гнездования перелетных птиц.

В Соомаа находятся уникальные т.н. "пойменные леса", заливаемые водой в период весенних наводнений, повторяющихся с завидной периодичностью каждый год. Наиболее обширный из этих лесов находится в предустье речки Тырамаа. Соомаа также славится красивыми речными поймами и заливными лугами, на которых раньше заготавливали сено.

Но самая большая гордость Соомаа — это многочисленные топи, наиболее обширная из которых, занимающая площадь в 11 100 га, носит романтичное название Куресоо ("журавлиное болото"). Некоторым частям Куресоо даны собственные наименования. Например, южная часть топи называется Суитсна, северная часть — Леэтва.

По внешней границе Куресоо почти повсеместно окружает сильно заболоченная и трудно проходимая "буферная зона", за которой довольно неожиданно появляется относительно сухая т.н. "грудина", поросшая соснами. Ее ширина — от пятидесяти до ста метров. "Грудина" поднимается на высоту до восьми метров над общим уровнем топи. За ней начинается типичный для Эстонии заболоченный пейзаж.

Куресоо — это чистая травяная топь. Просторные прогалины, поросшие местами низкорослым кустарником, перемежаются с сухими участками соснового леса. Чрезвычайно разнообразна "водная составляющая" топи: сотни проточин, болотных воронок и ручейков, которые регулируют кругооборот воды на Куресоо. Осенью топь становится идеальным местом отдыха для тысяч перелетных птиц. Особенно почему-то это место облюбовали дикие гуси.

Возраст Куресоо исчисляется тысячами лет. За это время здесь почти ничего не изменилось. И не изменилось бы вообще, если бы не человек.


Непокорное журавлиное болото

Почти тридцать лет назад Куресоо серьезно пострадало. "Кремлевские мечтатели" советского времени намеревались не только повернуть вспять сибирские реки, но и осушить болота. Поэтому в юго-восточной части Куресоо прорыли семь длиннющих осушительных канав. Истинная цель этих землеройных работ так и осталась не проясненной. Предполагается, что таким способом надеялись "усовершенствовать" природу и расширить территорию сухих хвойных лесов.

Но топь не подчинилась людям, большинство из которых умеют только портить природу, а не жить с нею в гармонии. Сегодня на месте, где когда-то проводились мелиоративные работы, нет ни густого леса, ни топи, которая "умерла", как говорят специалисты. Признаком "смерти" топи является прекращение процесса торфообразования. Хотя на взгляд дилетанта все кажется нормальным: мягкая, предательски нетвердая поверхность и типичный болотный пейзаж вокруг. Правда, общую почти идиллическую картину портят режущие глаз канавы, наполовину заросшие кустарником, по дну которых, нежно журча, спокойно течет водичка. Чтобы "реанимировать" топь, именно эту воду и надо остановить.

Уже имеется проект восстановления "мертвой" части Куресоо.

Все началось с аудиторской проверки Государственного контроля в 2005 году. В итоговом отчете указывалось на целый ряд проблем в сфере рационального использования природных ресурсов: отсутствие инициативы, недостаточное финансирование, беспечное отношение к заболоченным территориям…

Тогда у защитников природы и ученых и возникла идея восстановления осушенной, юго-восточной части Куресоо. Ничего подобного ранее эстонские ученые не делали. В этом смысле это уникальное начинание. Это совместный проект Фонда природы Эстонии, Объединения заболоченных регионов Эстонии и Latvian Fund for Nature (Латвийского фонда природы). Руководитель проекта Марко Кохв. Исследовательскими работами руководит научный сотрудник Института экологии Мати Илометс. Под его началом работают еще три исследователя.

В июне этого года начался первый этап проекта — исследовательские работы на топи, — который планируется завершить ровно через год. Главная задача — досконально изучить механизмы водной регуляции Куресоо. Важность подготовительного этапа обусловливается тем, что в Эстонии нет опыта восстановления осушенных болот. Поэтому, перед тем, как начинать что-то делать, надо точно знать, что и как делать. Топи — очень хрупкие экологические системы, болезненно реагирующие на любое "хирургическое вмешательство"


Без права на ошибку

Стоимость исследовательского этапа составляет 882 тысячи крон. Львиная доля этих денег пришла из программы Европейского Союза Interreg. Свою посильную лепту в финансирование проекта внесли Министерство внутренних дел и Центр инвестиций в окружающую среду. Для последующих этапов проекта придется искать новые источники финансирования.

Исследования на Куресоо проводят научные сотрудники Института экологии Таллиннского университета, а технический проект восстановления осушенной части Куресоо подготавливают специалисты AS Maa ja Vesi.

Прорытые три десятилетия назад осушительные канавы сейчас во многих местах заросли кустарником. Но, тем не менее, именно из-за них уровень воды в юго-восточной части Куресоо примерно на двадцать сантиметров ниже естественного, природного уровня. Поэтому эта часть топи, образовавшаяся около двух тысяч лет назад, и напоминает, по словам ученых, "кладбище", покрытое слоем торфа толщиной почти в полметра. Поэтому и высыхают под солнцем ручьи и воронки. Поэтому там так много жизнестойких берез и сосен, а еще много грязи, чего не должно быть на настоящей, живой топи. Несколько десятков лет назад это была очень чистая местность.

Осушительные канавы прорыты всего на полсотне гектаров, но их негативное влияние ощущается на участке, площадью более ста гектаров.

Уже сейчас ясно, что на осушительных канавах необходимо построить запруды, что-то типа плотин, которые вернули бы так необходимую топи воду. Но прежде, с точностью до метров, надо выяснить, где именно возводить эти запруды. Они должны появиться не только по концам канав, но и где-то посередине. Выяснением местонахождения будущих запруд и занимаются в настоящее время ученые, которые не имеют права на ошибку. Куресоо не простит этого людям.

Кроме того, с топи надо убрать многие деревья, поскольку они увеличивают испарение влаги и дают слишком много тени. Но опять же, нельзя вырубать деревья, где и как попало. И здесь все нужно очень точно рассчитать. В этом деле не может быть мелочей. Даже состав воды, ее кислотность имеют чрезвычайно важное значение.

Если в результате планируемых работ удастся повысить уровень воды хотя бы на пять-десять сантиметров, то облик юго-восточной части Куресоо полностью преобразится уже через три-четыре года.

Поделиться
Комментарии