Три дороги ведут к поместью — со стороны Вильянди, Таллинна и Сууре-Яани — и на всех вековые деревья в ряд — липы, дубы, клены. Как почетный караул. Этой красотой мы сегодня обязаны пристрастию к зелени олустверской графини Елизаветы Федоровны (Елизаветы Фридерики Марии Лауры) фон Раух, по мужу фон Ферзен. Это она настолько любила аллеи, что ее сын Николай, обустраивая усадьбу, сделал столь изумительные подъезды к дому.


Предыстория

Олуствере упоминался уже в XVI веке, правда, тогда усадьба находилась несколько в другом месте. После того, как здешние земли стали частью шведских владений, в Олуствере появился первый хозяин — Якоб де ла Гардье. Через некоторое время, в 1632 году, он передал свои поместья в ленное владение Валентину Шиллингу, который и облюбовал для строительства господского дома маленькую возвышенность с естественными прудами. Через тридцать лет сын Шиллинга Якоб Понтус Фридрих потребовал вернуть ему мызу и через пять лет продал ее Йохану Шлиппенбаху. Вскоре началась Северная война, но несмотря на это, во владении рода поместье было до 1742 года, когда хозяйская дочь Анна Фридерика вышла замуж за шведского дворянина Карла Густава фон Ферзена.

Сын Анны Фридерики и Карла Густава, Ханс Генрих, в 1794 году руководил действиями российской армии под Варшавой. Он настолько успешно провел операцию, что довольная победой императрица Екатерина II пожаловала ему графский титул. Это открывало для всего рода широкие перспективы: внук новоиспеченного графа, Павел, управлял Егермейстерской частью Министерства Императорского двора. А когда у него родился сын Николай, на которого в 1884 году была переписана усадьба Олуствере, молодой граф фон Ферзен стал придворным церемониймейстером и адъютантом Великого князя Владимира Александровича.


Граф Николай

В наследство ему усадьба досталась в довольно запущенном состоянии. Для того чтобы ее восстановить, требовалось очень много денег, взять которые, казалось бы, было неоткуда. После долгих раздумий Николай нашел выход: надо найти себе богатую невесту. Он попробовал свататься к юной графине Строгановой, но ее отец даже слушать не захотел о таком браке. Тогда на помощь Николаю Ферзену пришел император Александр II, который способствовал его женитьбе на княжне Софии Долгорукой. Свадьба состоялась в 1893 году.

И вот на рубеже 19-20 веков усадьба Олуствере, летняя резиденция фон Ферзенов, полностью меняется. Рядом со старым господским домом в 1903 году вырастает новый, похожий на замок, построенный в английском стиле. Автором проекта этого здания считается английский архитектор Арчибальд МакФерсон. Усадьба была первой и долгое время единственной в Эстонии, где изначально было проведено электрическое освещение, центральное отопление и водоснабжение.

Одновременно с главной постройкой усадьбы приводятся в порядок существовавшие до этого хозяйственные здания, из природного камня строятся новые конюшни, винокурня, зерносушилка, амбары, жилые здания для прислуги.

Но главным украшением поместья стал, конечно, большой парк.


Парк на прудах

Разбит парк по проекту рижского садовника Георга Купальда, который, кстати, является и автором проекта пярнуских парков. Здесь не только высаживали новые деревья, но очень удачно использовали уже имеющиеся. Так, на территории парка есть липы, возраст которых — более 200 лет. Вокруг господского дома — прекрасные клумбы, на которых уже более ста лет высаживают розы, левкои и другие цветы. Конечно, если посетить усадьбу зимой, то такой красоты не увидишь, но сейчас, летом, парк усадьбы выглядит изумительно.

Используя местный ландшафт, пять прудов, находящихся на разных уровнях и питающихся из родников, соединили в единую систему. Между ними прорыты каналы, переходить через которые можно по изящным мостикам с металлическими поручнями. Сегодня в этих прудах живут многочисленные утки, которые не боятся принимать пищу от людей — правда, не из рук, а брошенную в воду. Гуляя по парку, только диву даешься, до чего к началу 20 века дошла техническая мысль! Документов по оборудованию парка, к сожалению, не осталось, а потому только догадываться приходится, каким образом была сооружена эта сеть водоемов, лежащих на разных уровнях и незаметно перетекающих один в другой.

В безветренную погоду на поверхности прудов, как в зеркале, отражаются постройки, стоящие по берегам. Вся усадьба находится в таком состоянии, будто только вчера хозяева-графы выехали по делам в Петербург, чтобы в скором времени снова вернуться. Но это только фантазии. В 1919 году они всей семьей эмигрировали в Италию, где Николай фон Ферзен через два года скончался. На римском кладбище Тестаччо, предназначенном для иностранцев-некатоликов, находится их фамильное захоронение, где покоится не только глава семьи, но и его супруга, и их дети.


Сегодня в Олуствере

В собственности Ферзенов усадьба оставалась вплоть до 1919 года, когда была конфискована только что образовавшимся независимым эстонским государством. Через год в Олуствере была открыта сельскохозяйственная школа. Существовала она здесь долго — до 1985 года, когда, наконец, было построено для нее специальное здание. Но и после этого усадьба не захирела, а, надо отдать должное местным властям, содержалась в полном порядке. Уже с 1960 года на втором этаже замка работает музей, знакомящий с историей усадьбы, с флорой и фауной здешних мест. Можно заказать услуги гида (и на русском языке тоже), который расскажет не только о музее, а проведет экскурсию по всему ансамблю усадьбы.

По рабочим дням музей открыт до 19 часов, а по выходным — только до 17. Может, лучше было бы наоборот, чтобы приехавшие в субботу или воскресенье из других регионов Эстонии туристы могли его посетить. Но с другой стороны, Туристический центр, действующий в бывшем господском доме, предлагает использовать залы замка для проведения не только семинаров и конференций, но и для семейных торжеств, которые организовываются, как правило, на выходных. В субботний вечер, когда мне довелось оказаться в Олуствере, здесь гуляли свадьбу. В парадных дверях замка молодых и их гостей встречали шампанским, а потом провожали в зал, где до сих пор стоит антикварная мебель из коллекции последних баронов фон Ферзен.

Единственное, что сегодня несколько не вписывается в парковый ансамбль, — это современные детские горки-лазалки, установленные с северной стороны господского дома. Но табличка на дверях разъясняет: здесь, в одном из крыльев замка, находится детский сад. Все лучшее — детям! Проведя годы своего духовного рождения среди прекрасных творений умов и рук человеческих, эти дети не только научатся ценить красоту, но и будут искренне любить страну, которая помнит о прошлом и глядит в будущее.

Поделиться
Комментарии