Эрки Аавик, бывший шеф государственного предприятия по производству рапсового масла Werol, известен в бизнес-кругах своей многогранной коммерческой деятельностью. Чем только он не занимался: организацией питания (Eesti Eine), продажей "Фольксвагенов" (Saksa Auto). Кроме того, он известен и среди политиков — как один из спонсоров и светлых голов Народного союза, почетным председателем которого в свое время являлся Арнольд Рюйтель, и который в связи с этим называют "президентской партией".

В течение последнего года у спонсора "президентской партии" появилась возможность по-настоящему прославиться, поскольку полиция расследует уголовное дело о пропаже в Петербурге более 5 млн. крон, якобы перечисленных туда по инициативе Аавика. При этом руководимое представителем Народного союза Министерство сельского хозяйства не намерено защищать Аавика и, напротив, обвиняет его во всех бедах Werol.

Журналисты рассчитывают получить от близкого к делам Народного союза Аавика компромат на партию президента, что позволит раздуть еще один, помимо кадриоргского, скандал. Но и журналисты, и "инкассаторы" уходят от Аавика не солоно хлебавши, лишний раз убеждаясь, что он крепкий орешек.

Однако, несмотря на молчание Аавика, кое-какие аспекты его истории могут бросить тень на его бывших покровителей.


Товара нет, а денежки тю-тю

Схема петербургской сделки, которую пытаются навесить на Аавика как одну из самых серьезных, крайне проста. Оппоненты Аавика описывают дело таким образом: в один прекрасный день Аавик, занимавший пост директора Werol, обратился к руководителю Eesti Viljasalv (Эстонские закрома) Арви Тупитсу с просьбой подписать договор о закупке у петербургской фирмы Tetra Invest семян рапса на 5,2 млн. крон. Поскольку собственные ресурсы Werol были исчерпаны, Тупитс пошел навстречу, и деньги были перечислены в Россию, однако сырье, за которое они были уплачены, в Эстонию так и не поступило.

При этом, как выяснилось, на территории СНГ фирм под названием Tetra Invest действует, по меньшей мере, десять. Одна из них довольно крупная и действительно производит рапс. Однако, как подозревают работники инкассо-фирмы, нанятой Минсельхозом для возвращения потерявшихся в России денег, скорее всего, эта петербургская фирма, переживающая не лучшие времена, послужила лишь прикрытием для другой, также назвавшейся Tetra Invest и созданной с целью проворачивать через нее сомнительные операции.

Из 5,2 млн. крон сотрудники фирмы-инкассо сумели вернуть на сегодняшний день около миллиона. Правда, сам Аавик сообщил "Вестям Дня", что на самом деле деньги не остались в России, а Werol не понес убытков. Он утверждает, что вообще не участвовал в этой сделке, и никаких претензий по этому делу к нему не предъявлялось.

В дополнение к петербургской сделке Аавика обвиняют в превышении должностных полномочий. Следователи подозревают, что Аавик заключил договор о закупке рапса, не имея на той полномочий. Иными словами закупил на 44 тыс. тонн больше рапса, чем позволил совет предприятия.


Деньги пошли в пользу партии? Кто бы ни отправил деньги в Петербург: Тупитс или Аавик, остается вопрос, как опытный бизнесмен вообще мог доверить такую сумму небольшой и никому не известной фирме. Скорее всего, такой ошибки не могло произойти, если бы его не заставили сделать это вышестоящие лица.

В результате, однако, послушание обернулось для Аавика большими неприятностями: те, кто мог отдавать ему приказы, в ус не дуют, а самого его делают крайним: сняли с поста руководителя Werol, отдалили от партии, спонсором которой он являлся, то есть от Народного союза, и допустили возбуждение уголовного дела. Возникает подозрение, что Аавик по каким-то причинам вышел из милости у своих покровителей.

И причины эти, скорее всего, следует искать в планах Аавика, которые он вынашивал на посту директора Werol. Ведь, если бы эти планы реализовались, возникала опасность, что Аавик переведет производство рапсового масла в Мууга или Силламяэ, и электорат Народного союза, сельчане из Йыгевамаа, останутся не у дел.

Для того чтобы подробнее разобраться в интриге, следует вкратце вспомнить историю Werol.

Но прежде — любопытное совпадение. Все киты Народного союза: и бывший во времена директорства Аавика министром сельского хозяйства Тийт Таммсаар, и член правления Werol Хельмо Хайнсоо, и глава Народного союза Виллу Рейльян — являются страстными охотниками. Компанию охотников даже прозвали задней комнатой Народного союза.


Политический бизнес

В 1997 году в местечке Пайнкюла Йыгеваского уезда бизнесмен Вамбола Колбаков заложил завод по производству рапсового масла. Одним из его партнеров стал известный банкир Андрес Бергманн. Планы были большие, однако российский кризис 1997-1998 года ударил по бизнесу Колбакова и Бергманна.

Чтобы не оставить в беде избирателей-сельчан, 98 процентов акций предприятия приобрел возглавляемый политиками Компенсационный фонд, инвестировавший в него 200 млн. крон налогоплательщиков. В 2003 году Компенсационный фонд был ликвидирован, и в результате в 2003 году акции Werol перешли под непосредственный контроль Министерства сельского хозяйства, возглавляемого представителем Народного союза.

Занимавший тогда пост министра Таммсаар активно поддерживал Аавика, который планировал объединить Werol с крупнейшим финским производителем рапсового масла Mildola OY. В объединенном предприятии эстонскому государству принадлежала бы незначительная часть акций, зато Аавик наверняка имел бы в нем свои интересы. В довершение всего есть подозрение, что занявший пост руководителя Аавик стал бы притеснять сельчан, основной электорат Народного союза, покупая у них рапс по заниженным ценам. Не исключено также, что новое предприятие могло предпочесть закупать импортное сырье, что опять же ударило бы по местным производителям рапса.

Аавик не подтверждает версию, что при посредстве зарубежного капитала мог оставить Народный союз без избирателей, но и не опровергает. По его словам, завод "нуждался в другом капитале", что государство не имело конкретных планов по поводу предприятия, и что он не занимался приватизацией, а представлял интересы собственников. В то же время Аавик признает, что остался без места в результате политических игр.


Покровитель ушел В начале 2004 года Таммсаар, поддерживавший Аавика, подал в отставку с поста министра. А к концу 2004 года и песенка Аавика, страстно мечтавшего объединить Werol с международным предприятием и забывшего об интересах и кошельке своей партии, тоже оказалась спета.

Скорее всего, Аавик утратил позиции из-за собственного характера. Пребывая в уверенности, что среди влиятельных политиков Народного союза он свой человек, Аавик и представить себе не мог, что министр окружающей среды Рейльян даст своему коллеге, министру сельского хозяйства Туйксоо, зеленый свет, чтобы заняться его делом.

Однако партия, похоже, решила сдать своего бывшего спонсора, а у Werol появились более подходящие, на взгляд Народного союза, кандидатуры. Контролируемое народниками Министерство сельского хозяйства намерено в самое ближайшее время подписать договор о приватизации Werol.

В битве двух крупных предпринимателей — Рейна Килка и Урмаса Сырумаа победил последний, предложивший за 98 процентов акций завода 52,2 млн. крон.

Затем Сырумаа, согласно предварительной договоренности, готов отдать половину предприятия большому другу Центристской партии Оливеру Крууда. Что, по нашему мнению, еще раз подтверждает крепкую дружбу двух партий. Werol, например, может быть частью платы за соблюдение договоренности, согласно которой центристы помогают сделать Арнольда Рюйтеля президентом, а народники — Эдгара Сависаара премьер-министром.

Красивая картина: народники выращивают рапс, а центристы его перерабатывают.


Информация

Werol закупает на рынке рапс, получает из него рапсовое масло и продает масло и шрот, побочный продукт маслоэкстракционного производства. Шрот используется в животноводстве в качестве корма и благодаря высокому содержанию масла (5-8%) высоко ценится животноводами. Мощность завода — 200 тонн семян в сутки, из которых получают 80 тонн масла-сырца и 115 тонн шрота.

Поделиться
Комментарии