"Отогнав машину в автомастерскую на улице Лаки, я на собственном опыте убедился, что в Таллинне остаться без колес, все равно, что стать инвалидом. Если ты не посвящен во все тонкости движения общественного транспорта, тебе конец.

Мой пеший путь начался на перекрестке Мустамяэ теэ и улицы Лаки в сторону ипподрома. На протяжении всего пути я не увидел ни одного киоска, в котором по наивности рассчитывал приобрести законное право на проезд, т.е. автобусный билет. Только потом я догадался, что мне бы двинуть в обратном направлении — в Мустамяэ. Наверняка, прогулявшись километр-другой, повстречал бы на своем пути заветный киоск.

Дойдя до ипподрома и убедившись, что киосков там тоже нет, я двинулся дальше. Но на протяжении нескольких километров, которые я прошел по улице Сыле от перекрестка с Палдиским шоссе, мне так и не посчастливилось купить билет.

Киоски фирмы Rinder были, вот только билетов в них не было. Объявление на киоске возле остановки "Ядала" гласило, что билетов "временно нет". На мои недоуменные вопросы киоскерши неизменно советовали звонить их начальству, благо номер телефона был на каждом киоске. Кое-кто уточнял, что на складе, говорят, талоны кончились.

Если билетов нигде не было, то контролеры Falck присутствовали, вернее, они прятались в красном автобусе на своем излюбленном месте, примерно в 500 метрах от пересечения улицы Сыле и Ситси.

И вот тут я задумался: а не заговор ли это Falck. Вроде бы предприятие должно быть озабочено тем, чтобы билеты были общедоступны, но почему они продаются только в редких R-киосках? Видно, охота на "зайцев" гораздо выгоднее.

Почему я не подумал о том, чтобы купить талон у водителя? А вдруг у него они тоже кончились, и поди объясняй потом контролеру, что нигде не мог купить талон. Что касается системы продажи ИД-билетов, то изучать ее ради двух поездок на общественном транспорте я не стал".

Мне не пришлось объясняться с контролерами Falck, встречи с ними я избежал по той простой причине, что предпочел пройти пешком несколько километров. На остановке "Нису" увидел наконец заветный R-киоск, но поскольку до цели оставалась всего ничего, прошел мимо. Только потом мне пришло в голову, что надо было заглянуть в R-киоски на автозаправке Neste, но в моем сознании АЗС как-то не связались с общественным транспортом.

Благодаря судьбу за предоставленную мне возможность лучше узнать жизнь и подышать пыльным столичным воздухом (примерно такие же ощущения я испытал, когда попал в пыльную бурю в пустыне Сахара), я позвонил директору сети киосков Rinder.

Отвечая на мой вопрос, Александр Теплов заявил, что фирма испытывает нехватку оборотных средств, а потому не может позволить себе роскошь продавать талоны на проезд в общественном транспорте. По словам Теплова, билеты они продают себе в убыток, поскольку 3% слишком невысокая посредническая плата. Вот если бы 6%, тогда другое дело, и вообще талоны продаются в R-киосках. Все так, вот только киоски Rinder в отличие от R-киосков стоят практически на каждой второй остановке.

В конце концов Александр Теплов заявил, что задолжал за билеты 1,5 млн. крон, которые с трудом сумел заплатить. Киоскерам, сетовал он, приходится все время повышать зарплату, ну не хотят они за 5000-6000 крон работать, все в Финляндию норовят уехать. После того как киоскам запретили торговать пивом и джином, прибыль и вовсе упала. "Я сам и за начальника, и за водителя", — объяснял Теплов.

Пресс-шеф Falck Андрес Лембер, комментируя проблему с проездными талонами в Таллинне, заявил, что в общих чертах все в ажуре и что талонами, кроме R-киосков, торгуют киоски Tsenter. "Falck постоянно ведет переговоры о расширении торговой сети, — успокаивал Лембер, выражая надежду на то, что ситуация улучшится. У каждого фонарного столба, добавил он, все равно киоски не поставишь, невыгодно это экономически, и вообще народ все больше ИД-билеты покупает, их доля составляет уже 64%. — По заверению транспортных фирм, водители отправляются по маршрутам, имея достаточный запас билетов, так что безосновательно утверждать, что билеты у водителей могут закончиться".

Что касается киосков Rinder, то, по словам Лембера, эта торговая сеть грубо нарушила условия прежнего договора и закон, продавая поддельные месячные карточки, кроме того, она нарушала также платежную дисциплину. "Учитывая потенциал торговой сети Rinder, мы готовы заключить новый договор, но считаем необходимым запросить предоплату за билеты", — сообщил Лембер.

Поделиться
Комментарии