„Страх, неизвестность, зависимость, полное неверие правительству и местным властям“ – как прошла забастовка учителей в Нарве
(8)
В Нарве забастовка учителей прошла в нескольких школах. Она носила больше поддерживающий характер. Педагоги Нарвы выразили свою солидарность с коллегами. „Только вместе мы сможем чего-то добиться и призвать политиков к совести и к ответу“, „в других уездах Эстонии у педагогов ощущения значимости и стабильности нет“ – вот некоторые мнения учителей, выступивших в поддержку. Нарвские профсоюзы учителей отказались участвовать в забастовке.
В Кесклиннаской школе в Нарве в предупредительной забастовке учителей участвовали 19 педагогов. В 09:00 они прекратили работу и покинули школу на час: гуляли и пили кофе, чай. Руководителем забастовки в этой школе стал Владимир Жаворонков, учитель истории и обществоведения. Он рассказал, что часть детей, примерно 150-200 человек, пришла на уроки к 10:00. Бастующих учителей либо заменили, либо полностью отменили их уроки.
Сфера образования Нарвы тотально политизирована, и по сути здесь сохраняется попросту рабовладельческий строй с бесправием работников.
Среди бастовавших, по словам Жаворонкова, были как члены профсоюза, так и внепрофсоюзные учителя. „Я не являюсь членом профсоюза и никогда им не был, – рассказал репортеру RusDelfi Владимир. – Считаю, что их деятельность в Нарве с советских времен носит беззубый характер, непропорциональный взносам. Подарки на Новый год и экскурсии со скидкой – не в счет, это смешно“. На его взгляд, нарвские профсоюзы просто „не в теме“, они не следят за республиканскими событиями и совершенно не привыкли отстаивать права учителей. „Сфера образования Нарвы тотально политизирована, и по сути здесь сохраняется попросту рабовладельческий строй с бесправием работников“, – сделал вывод Жаворонков.
Напомним, что по комментариям нарвских профсоюзов, они отказались от участия в забастовке по двум причинам: наличие пункта о недопустимости проведения забастовок в целях сохранения мира в трудовых отношениях, который есть в коллективном договоре, заключенном с городской управой, и тот факт, что организаторы забастовки не провели с ними переговоры, не пригласили к участию.
По словам Катри Райк, которая и подписывала этот договор, когда еще была мэром города в предыдущий раз, она даже не помнит этого пункта, значит, горячих обсуждений не было, горуправа вряд ли его предлагала сама.
„Я в принципе считаю, что это трагично, что доходит до такого, что правительство опускается до лжи и обмана, – высказал свое мнение Владимир Жаворонков о ситуации в стране, приведшей к забастовке. – Как после этого учителям воспитывать патриотизм, верность государству, как доносить до подрастающего поколения элементарные человеческие ценности, когда с самого верха идут подобные сигналы?!“
Учителя Кесклиннаской школы бастовали в поддержку своих коллег – учителей остальной Эстонии. „Мы должны быть солидарны, только вместе мы сможем чего-то добиться и призвать политиков к совести и к ответу, – говорит учитель Кесклиннаской школы. – Да, в Ида-Вирумаа мы получили надбавку, и я много слышал о том, что это причина не высовываться, мол, стыдно, страна заботится о вас, а вы... Я считаю, что это в корне неверно! Многие из наших учителей живут за счет голого оклада. Сегодня тяжело им, завтра – не хватит денег на надбавку, и пострадаем мы“. Руководитель забастовки рассказал также, что перед получением учителями этой надбавки город снизил свое долевое участие в зарплатах учителей, поэтому зарплаты упали, а надбавку пришлось ждать два месяца, часть надбавок ещё и не выплачена. „Извините, но все это больше похоже на подачку“, – утверждает Жаворонков.
Философия пескаря здесь не поможет, не вывезет. Раб не сможет воспитать свободного и независимого человека. Нужно ценить себя и добиваться того же от других. Труд педагогов обесценен, их роль нивелирована.
Он не удивлен низкой активности учителей в Нарве. „Страх, неизвестность, зависимость, полное неверие правительству и местным властям – вот что в душе у большинства наших педагогов, – конкретизирует учитель. – Но мое мнение неизменно – философия пескаря здесь не поможет, не вывезет. Раб не сможет воспитать свободного и независимого человека. Нужно ценить себя и добиваться того же от других. Труд педагогов обесценен, их роль нивелирована. А ведь они формируют наше будущее, наших детей“.
По словам Жаворонкова, самое важное – не вопрос денег, а вопрос отношения к учителям, вопрос ответственности правительства. „Учитель должен быть уверен в завтрашнем дне, он должен иметь твердую почву под ногами, иначе он перестанет творить и вести за собой, перестанет увлекать молодежь, мотивировать ее, – считает учитель. – Произойдет выгорание и тотальный уход из профессии. Нужен коллективный договор хотя бы на четыре года. Нужно человеческое отношение „парламентских небожителей“, давно оторвавшихся от реальности“. Его прогноз пессимистичный, он не верит, что в ближайшем будущем учителя будут услышаны. „Пока не произойдет значительный откат с уровня знаний, не станет насущной кадровая катастрофа, пока не придут неутешительные первые итоги языковой реформы, мужик – хотя гендерно иначе, видимо, – в правительстве не перекрестится“, – резюмировал Владимир Жаворонков.
„Поддерживая забастовку, я выражаю солидарность с другими учителями“
В Эстонской гимназии в Нарве решили принять участие в предварительной забастовке работников образования 16 педагогов. Как сказала RusDelfi директор Эстонской гимназии Ирене Кяосаар, главный месседж бастующих – учителя благодарны, что в Ида-Вирумаа зарплаты и условия труда учителей хорошие, но они считают, что такие условия могли бы быть везде в Республике.

Лариса Жаркова, учитель химии Эстонской гимназии в Нарве, добавила, что учителя в Ида-Вирумаа чувствуют свою важность и значимость в глазах государства, что очень важно. „К сожалению, такая ситуация далеко не везде, в других уездах Эстонии у педагогов такого ощущения значимости и стабильности нет, – сказала Лариса. – Поддерживая забастовку, я выражаю солидарность с другими учителями, которые так же ежедневно проделывают важную и очень непростую работу“.
Ирене Мазото-Рандоя, учитель Эстонской гимназии, которая не приняла участие в забастовке, рассказала, что просто ей некогда было узнавать все детали, она не успела вникнуть в этот процесс, поэтому решила, что лучше поможет с лекцией для учеников.
Бастующие учителя собрались на этот час в гостинице Inger и обсудили, какие требования для них наиболее важные. Они сформулировали письмо и отправили его в министерство образования и науки. В нем они написали, что поддерживают требования EHL в том, что минимальная заработная плата учителей должна быть увеличена в 2024 году не менее чем на 8%, что на ближайшие четыре года нужно заключить коллективный договор, гарантирующий ежегодное повышение минимальной заработной платы. А также им важна связь между заработной платой учителей начальных классов и минимальной ставкой, кроме того, необходимо, на их взгляд, предоставить дополнительное финансирование местным самоуправлениям.
„Мы хотели бы подчеркнуть, что как учителя одной из государственных школ Ида-Вирумаа мы довольны условиями своей работы: новые здания государственных средних школ и учебное оборудование отличные, рабочая среда и психологическая атмосфера в нашей школе очень хорошие, мы имеем творческую свободу“, – написали учителя.
Свое письмо они завершили так: „Мы хотим, чтобы оплата труда, справедливо оценивающая профессионализм и ответственность учителя, была не привилегией, а нормой“.

В это время, пока бастующие учителя писали письмо, в гимназии Катри Райк, историк, экс-мэр Нарвы, провела лекцию для учеников о том, что такое забастовка. Она рассказала о ее роли в истории вообще и в частности – в Нарве.
„Я считаю, что важно говорить о местной истории, так начинается понимание своей идентичности, рождается чувство родины“. Для меня было интересно прочитать лекцию ученикам. Интерес был, по словам Катри, и у ребят. Райк не первый раз выступает перед молодыми людьми, которые не все в достаточной мере владеют эстонским. Она старается задавать вопросы и как-то еще привлекать внимание участников встречи, говорить очень доступно, чтобы ее могли понять все. „Что запомнилось?“ – спросила Райк у гимназистов. Ребята ответили ей, что помимо истории о первой забастовке, они хорошо запомнили, как когда-то была граница здесь, в Нарве, между двумя губерниями. И в том числе на улице, где сейчас стоит памятник Пушкину, располагался кабак, часть которого относилась к одной губернии, а часть – к другой. Еще, по словам ведущей лекции, ученики запомнили различные цифры – даты, количество участников первой забастовки в Эстонии, русских и эстонцев. Через интересные факты, считает Райк, можно увлечь молодежь историей.
„Правильно было бы всех учеников Нарвы привести на Кренгольм и очень подробно рассказать его историю, – говорит Катри Райк. – Надеюсь, что весной получится организовать какие-то экскурсии на сам Кренгольм или в эту часть Старого города. Нельзя забывать, что в Нарве была самая большая текстильная мануфактура Европы и царской России“. Но до сих пор Кренгольм и Нарва – как разные города. Райк добавила: „Мы находимся в особенном месте, и пусть это дает нам внутреннюю силу справиться со всеми вопросами, которые перед нами появляются“. По ее словам, она приняла предложение директора гимназии выступить перед учениками еще и для того, чтобы подростки лучше понимали своих учителей, понимали, что забастовка – это вопрос не только зарплаты, но и нагрузки, условий работы, чтобы они могли анализировать, почему учителя вышли на забастовку, понимали бы политическую жизнь в Эстонии. „Молодежь тоже читает новости, кстати“, – добавила Райк.

О самой забастовке она сказала, что это право человека. По ее мнению, конечно, нужны договоренности в первую очередь, но если что-то не выполняется, то забастовка вполне может быть. „Я учителей понимаю, – комментирует Райк. – Конечно, многие учителя в Нарве получают сейчас зарплату 2600 евро, им быть недовольными зарплатой или будущей рабочей средой (сейчас строится вторая государственная гимназия в Нарве – ред.) – это странно. И даже нагрузка у них считается по-другому, не так, как в других школах. Наше общество не привыкло к забастовкам. Мы с удивлением смотрим, когда люди где-нибудь во Франции или в Испании бастуют, а тут вдруг у нас. И забастовка учителей в Эстонии не первый же раз проходит. Но это правильно. Надо говорить о всем спектре учительской жизни. Мы же не хотим, чтобы упал уровень образования в стране, надо сохранять его“.
Премьер-министр могла бы проявить побольше эмпатии в своих высказываниях.
Райк считает, что политически сейчас очень горячее время, и, на ее взгляд, премьер-министр могла бы проявить побольше эмпатии в своих высказываниях. „Быть хорошим политиком – это еще и понимать чувства обычных людей, понимать вызовы, с которыми они сталкиваются“.

На лекции была Вера, ученица 12 класса. Она рассказала репортеру RusDelfi, что знала, что будет забастовка, слышала об этом от друзей, видела в медиа, и об этом говорили учителя. „Что такое забастовка, я знаю, конечно, – сказала Вера. – Когда не получается добиться чего-то по-другому, когда нет места, где можно выразить свое мнение, то проводят забастовки“.
Читайте RusDelfi там, где вам удобно. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Instagram и даже в TikTok.