„Ланцет“ (в медицине так называется вид скальпеля - острый инструмент для разрезания нарывов) как и его более известный собрат „Куб“ - это барражирующие боеприпасы, то есть дроны, способные длительное время кружить в воздухе, отслеживать цель и атаковать, стремительно пикируя на нее.

Такое название беспилотник получил за свою „хирургическую точность“.

Максимальная скорость дрона-камикадзе последней модификации (“Ланцет-3“) составляет 110 км/ч при горизонтальном полете и 300 км/ч при атаке на цель. Дальность действия - 40-50 км. Сам БПЛА весит около 12 кг, из которых боевая часть (осколочно-фугасная) - до 5 кг. Такой аппарат может быть в воздухе около часа. Видеоролики с удачными применениями „Ланцетов“ на поле боя в Украине начали появляться в телеграмм-каналах российских военных блогеров и журналистов в конце октября-начале ноября.

Кроме того, министерство обороны России в своих отчетах тоже делает акценты на „удачном применении“ этого аппарата и называет его самым эффективным российским БПЛА.

В командовании украинских воздушных сил также признают, что недавно такие дроны начали широко применяться на украинском фронте.

Новое чудо-оружие?

Понятно, что больше всего одобрительных эпитетов российский дрон получает прежде всего от военных обозревателей и экспертов из РФ.

Так, эксперт, бывший сотрудник российского генштаба Михаил Ходаренок прямо заявляет, что „Ланцет“ значительно превосходит свой американский аналог - барражирующий боеприпас Switchblade-600.

В частности, за счет необычного размещения крыльев (у российского дрона Х-образное оперение) он вроде бы имеет преимущества при маневрировании и пикировании.

Российский эксперт обращает внимание, что дрон-камикадзе часто используется в паре с российским разведывательным БПЛА „Орлан“. Он определяет цель, а „Ланцет“ ее поражает.

Обычно таким образом российские войска пытаются вывести из строя украинские зенитно-ракетные системы (ЗРК).

Эксперт считает, что таким образом РФ сможет в ближайшем будущем преодолеть украинскую ПВО.

„Конечно, некоторое количество ЗРК „Бук“ и „Оса-АКМ“ у ВСУ ещё сохраняется, и это доставляет определенные неудобства летчикам. Но увеличение доли БЛА „Ланцет“ и „Куб“ у линии боестолкновения рано или поздно сделает их работу невозможной, а там и основная авиация подключится“, - пишет в своем телеграмм-канале Ходаренок, в прошлом - старший офицер главного штаба войск ПВО.

Эксперт уверен, что самое эффективное использование Россией ударных дронов - сейчас самая большая проблема для Киева.

Этот свой тезис он подтверждает информацией о предоставлении Германией партии антидроновых систем 16 ноября для украинской армии.

„Если открыть список, то мы можем убедиться в том, что больше всего „болит“ у ВСУ. 10 датчиков и глушилок для защиты от БПЛА запросили. Это значит, что „Герани“ и „Ланцеты“ доставляют Киеву реальную головную боль“, - пишет Ходаренок.

Ежедневно видео применения „Ланцетов“ выкладывает и российский военкор ВГТРК Александр Сладков. Он является одним из ведущих российских пропагандистов и, в частности, занимался допросами украинских военнопленных.

На своем телеграмм-канале, где более 1 млн подписчиков, с начала ноября он регулярно выкладывает видео с российскими ударными беспилотниками.

Сладков указывает, что в последнее время появилось значительно больше контента, связанного с применением „Ланцетов“.

Военкор отмечает, что эти дроны уничтожают технику ВСУ, например гаубицы М777, „пачками“ и „одна за другой“. „Для „Ланцета“ авторитетов нет“, - радуется он.

Российский телеграмм-канал „Рыбарь“ даже подсчитал, что за месяц (с 13 октября по 12 ноября) „Ланцеты“ якобы уничтожили и повредили 11 украинских гаубиц, семь танков, семь самоходных артиллерийских установок, шесть бронемашин, четыре ЗРК и пять РЛС, три пусковые установки системы С-300 и один бронекатер.

Что касается противодействий этим дронам, то в России самоуверенно заявляют, что это почти нереально. „Благодаря противолазерной защите перехватить или уничтожить БПЛА практически невозможно“, - пишет телеграмм-канал „Вестник ПВО и ВКС“.

Однако у вооруженных сил Украины другое мнение. Первый экземпляр такого БПЛА украинские силы сбили в середине июля в Запорожье и выложили соответствующие фотографии. Еще один российский дрон-камикадзе был сбит через неделю в Николаевской области при попытке атаковать радиолокационную станцию.

В октябре воздушные силы ВСУ сообщили, что смогли сбить два „Ланцета“ с помощью истребителя.

Действительно ли они так эффективны?

„Ситуация изменилась. Сегодня у нас уже нет преимущества в беспилотниках. Особенно в ударных. И здесь вопрос не качества, а количества“, - так ситуацию на фронте в начале ноября охарактеризовал командир подразделения аэроразведки ВСУ, специалист по разработке дронов Юрий Касьянов.

Проблема, по его мнению, в значительном дефиците БПЛА, особенно ударных, в украинской армии. А это в свою очередь связано с тем, что в Украине, в отличие от России и Ирана, так и не был запущен процесс массового производства дронов.

Заявления различных украинских деятелей о неспособности Москвы запустить в серийное производство оружие такого типа без иностранной электроники эксперт называет проявлением „ура-патриотизма и пренебрежительного отношения к противнику“.

„Мы потеряли инициативу в беспилотниках. Противник уже начал массово применять дроны-камикадзе типа „Куб“ и „Ланцет“, а мы все делаем с опозданием“, - объясняет он Би-би-си.

По его словам, украинская армия с начала войны действительно была насыщена „бытовыми“ дронами, которые переделали под военные задачи. Но промышленное производство специализированных ударных БПЛА в Украине пытаются запустить только сейчас.

Помощи от западных партнеров в этом деле тоже немного. Израиль, производящий подобные БПЛА, принципиально не поставляет Киеву летальное оружие, а у США нет необходимого количества, чтобы предоставить большую партию ВСУ.

„Обычно он используется не для поражения техники, а для подавления огневых точек противника, уничтожения личного состава или небронированной техники, например, грузовиков“, - говорит Касьянов.

Схожие параметры имеет и „Ланцет“. Его боевая часть 3-5 кг, а дальность полета - примерно 40 км.

Это сильно отличается от параметров иранского „Шахед-136“ (он же „Герань-2“), который РФ массово применяет в атаках на Украину. Его боевая часть в 10 раз больше, чем у „Ланцета“, а дальность полета составляет почти полторы тысячи километров.

Однако Юрий Касьянов отмечает, что эти БПЛА не стоит сравнивать, потому что они выполняют кардинально отличные задачи. Если иранский дрон используется для поражения крупных инфраструктурных объектов в глубине территории, то „Ланцет“ - беспилотник поля боя, работающий по отдельным РЛС или ЗРК непосредственно у линии фронта.

Что касается эффективности российских дронов-камикадзе, то эксперт обращает внимание на небольшой размер боевой части и малую дальность их работы. К примеру, „Куб“ работает на дальности 10-20 км и несет боеприпас до 3 кг.

„Это совершенно разные классы. Это все равно что сравнивать крылатую ракету и пилотируемый истребитель. Это совершенно разное оружие и совершенно разные методы ведения войны“.

Что касается влияния российских дронов-камикадзе на ход войны в Украине, то собеседник Би-би-си довольно осторожен в оценках.

„Я считаю, что применение БПЛА типа „Ланцет“ на поле боя безусловно дает определенные преимущества противнику, - говорит он. - Но в то же время я не могу сказать, что применение такого рода оружия может как-то кардинально отразиться на течении и характере войны. Нет, это не повлияет на результат войны“.

Касьянов отмечает, что есть разные методы противодействия таким БПЛА, например, уничтожение его на земле, вместе с оператором и станцией наведения.

Поделиться
Комментарии