Почему я ожидаю, что нынешний экономический кризис в России будет хуже всего, что мы видели?

Когда я пару раз упоминал, что рекомендую российским предпринимателям готовиться к самому глубокому и жёсткому экономическому кризису за последние 25 лет, хуже 2008 и 2014 года, хуже коронавирусного кризиса — люди спрашивали, на чём основаны мои ожидания.

Всё очень просто.

Коронавирус не пытался целенаправленно обрушить экономику России, он просто распространялся. И то же самое касалось прочих кризисов — они не были направлены против РФ.

А вот страны «условного Запада», они же «страны первого мира», с месяц назад пришли к консенсусу. И суть этого консенсуса довольно проста.

Они напуганы. Они не хотят, чтобы Россия была способна угрожать странам Европы.

И они будут целенаправленно топить экономику России, добиваясь того, чтобы РФ не могла в будущем вести военные действия — не могла бы финансировать подготовку армии к войне и не могла бы финансировать войну как таковую.

Сейчас Россия находится на 11 месте среди экономик мира — между Канадой и Южной Кореей. И западные политики открытым текстом сообщили, что собираются выбить её из топовой двадцатки, чтобы она оказалась где-нибудь между Ираном и Нигерией.

И вот к этому KPI они будут стремиться, корректируя свои действия по мере необходимости.

Это будет делаться независимо от того, когда и как закончатся «мирные действия» в Украине — потому что речь идёт о рисках не только для Украины, но и для Финляндии, Прибалтики, Польши, Норвегии и так далее. Не зря шведы и финны, вопреки своей обычной политике, срочно попросились в НАТО.

Сработает ли эта схема? Осторожно скажу, что именно таким образом страны Запада в своё время задавили СССР.

Советский Союз был на тот момент второй, а не одиннадцатой экономикой мира, и его промышленные показатели составляли 20% от мировых, а не сегодняшние российские 2-3%.

В состав СССР на тот момент входила не только нынешняя Россия, но и все прочие союзные республики, которые на сегодня являются независимыми государствами. Также его поддерживали семь стран Варшавского договора и ряд союзников помельче, вроде Кубы или Лаоса.

Поэтому граждане СССР не сомневались в том, что их страна непобедима. И комсомольцы в 1982 году на стройке газопровода Уренгой—Помары—Ужгород уверенно писали: «Вашим санкциям труба, г-н Рейган!»

Впрочем, достроить газопровод без европейского и американского оборудования комсомольцы так и не смогли.

А спустя десять лет СССР не стало.

Поэтому я бы относился к санкциям и эмбарго Запада очень серьёзно. Максимально серьёзно.

И ещё две картинки — экономическая карта мира. Она показывает относительный размер ВВП разных стран. На второй копии карты я выделил розовым цветом Россию, и жёлтым — все те страны, которые предпринимают против России активные действия, вводят санкции, объявляют эмбарго, блокируют счета и так далее.

Разница в экономической силе сторон — примерно в 30 раз или около того. И при этом сильного союзника у России сейчас нет.

Может показаться, что союзниками выступают страны вроде Турции или Индии, которые не вводят против России никаких санкций. Но если вспомнить, что та же Турция вообще-то входит в НАТО и связана взаимными обязательствами с США и странами ЕС, что она поставляет Украине «байрактары», а также блокировала переброску российских войск из Сирии и проход российских кораблей через Босфор — немного наивно считать её союзником только потому, что она позволяет российским туристам приезжать и тратить деньги.

Я не думаю, что это бодание 60% мировой экономики с 2% мировой экономики приведёт к распаду России. Но я полагаю, что когда Вы рассматриваете возможные сценарии того, как будут развиваться события в ближайшие годы, среди этих сценариев должен присутствовать и сценарий очень глубокого и очень длительного экономического спада.

Если он не реализуется, мы все порадуемся.

Но к нему стоит быть готовым.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии