Среди гостей, приглашенных на юбилейные мероприятия, известный советский гроссмейстер Юрий БАЛАШОВ. Портал Delfi расспросил 66-летнего шахматиста о его встречах с Кересом.

В Таллинне выполнил норму гроссмейстера

- Мне посчастливилось выступать с Кересом в 1970 году на командном чемпионате Европы в Австрии. Я впервые тогда попал в состав сборной СССР, а Пауль Петрович был капитаном команды. Это был удивительный человек. В первой же партии я попал в цейтнот, но пришел Керес, мы провели совместный анализ и мне удалось сыграть вничью. Керес был для меня как волшебник.

- В дальнейшем вам удавалось пересекаться с Кересом?
- В 1973 году в Таллинне проходил международный турнир, собравший очень сильный состав участников. Среди них были экс-чемпионы мира Михаил Таль и Борис Спасский. Выиграл турнир Таль, а Керес, Бронштейн, Спасский и я разделили третье место. Для меня Таллинн счастливый город - я тогда выполнил норму гроссмейстера.

- Что давало это звание в советское время?
- Привилегированный статус. Гроссмейстеров в СССР было не очень много - я получил удостоверение под номером 38. Открывался выезд на заграничные турниры в так называемые капиталистические страны. Повышалась стипендия: когда я впервые попал в сборную СССР получал 150 рублей, в качестве гроссмейстера - 220. Улучшались жилищные условия. Можно было получить талон на покупку легкового автомобиля.

У Ботвинника были лучшие условия

- В связи с юбилеем Кереса в Эстонии много говорят и пишут о матч-турнире за звание чемпиона мира в 1948 году, где победу одержал Михаил Ботвинник. Насколько обоснованы разговоры о том, что Кереса специально не пустили к чемпионскому трону?
- Когда проводился этот турнир, меня еще не было на свете - я родился годом позже. А если серьезно, то книга Пауля Кереса об этом турнире - одно из любимых моих изданий. Да и сам Керес - мой любимый шахматный игрок. Его дебюты изучало не одно поколение шахматистов.

- Вы не ответили на вопрос о матч-турнире 1948 года.
- Время было тяжелое - послевоенное, Ботвинник - ведущий советский гроссмейстер. Наверное, ему были созданы самые лучшие условия для подготовки к турниру. Выиграл-то он его с большим преимуществом.

- Почитатели Кереса обращают внимание на его слабую игру против Ботвинника. Из пяти партий, состоявшихся в Гааге и Москве, он выиграл лишь последнюю, когда Ботвинник, уже обеспечил себе победу.
- Там мог быть чисто психологический момент. Сужу по собственному опыту: против одного соперника ты всегда играешь удачно, а с другим тебя преследует полоса неудач.

Шахматы потеряли популярность

- Поговорим о наших днях. Жизнь шахматиста за последние десятилетия сильно изменилась?
- Конечно. Раньше шахматисты возили с собой на турниры чемодан с книгами, а теперь вся информация умещается в ноутбуке. С одной стороны, конечно, стало легче - нажал на кнопку и компьютер выберет лучшие варианты. С другой, голова по-прежнему должна работать - во время партии компьютер за доской не поможет.

- Раньше не было компьютеров, но шахматы были очень популярны - любой болельщик мог назвать с десяток гроссмейстеров.
- Сейчас другое время - шахматы потеряли популярность. Я начал выступать в серьезных турнирах с 1969 года. Во время чемпионата СССР не все желающие могли попасть в зал - билеты были дефицитом. Нынче информацию о престижных турнирах в газетах не найдешь - все новости в интернете.

- Глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов продвигает шахматы в программу зимних Олимпийских игр.
- Всплеск интереса к шахматам в этом случае, наверное, возможен, но былую популярность они вряд ли вернут.

Поделиться
Комментарии