Для продажи 66% акций ЭЖД Эстонским приватизационным агентством (ЭПА) был объявлен конкурс, в котором приняли участие три претендента — специально созданные для приватизации международные консорциумы Raudtee Erastamise Rahva AS, Baltic Rail Service и Rail Estonia. По рекомендации британской консультационной фирмы GIBB (которая обошлась государству, в конечном счете, в 80 миллионов крон) победителем был выбран консорциум Rail Estonia, бизнес-план и стратегические партнеры которого были наименее известны общественности. Причем совет ЭПА перед этим был лишен права голоса в конкурсе консультантов сделки.

Немного погодя выяснилось, что со стратегическими партнерами у Rail Estonia большие трудности, оказалось даже, что в консорциум затесался разыскиваемый Интерполом крупный аферист…

Руководство ЭПА приняло решение передать право на приобретение контрольного пакета акций ЭЖД консорциуму BRS. Договор был подписан, несмотря на постановление Таллиннского административного суда, которым отменялось решение совета приватизационного агентства о признании победителем конкурса Rail Estonia и вторым BRS. Причем на условиях, которые ряд экспертов и нынешнее руководство ЭЖД считают невыгодными для государства. Однако учредители BRS не справляются и с ними: им никак не удается собрать заветные 900 миллионов, которые предполагалось внести за акции ЭЖД еще до конца июня. Правительство уже поговаривает о том, что конкурс на приватизацию дороги на неопределенное время будет отложен. Это значит, что AS RER, которое ЭПА поставило в хвост очереди, к приватизации допущено не будет.

А что такое Raudtee Erastamise Rahva AS?

Акционерами АО с капиталом свыше 1,1 млрд. крон осенью прошлого года были 47 эстонских предприятий и коммерческих объединений, многие из которых пользуются услугами ЭЖД и дают дороге львиную долю грузооборота. Общий оборот фирм-акционеров RER, на которых в 1999 году было занято свыше 18000 человек, превысил 15 млрд. крон.

У компании есть стратегический инвестор — входящая в число крупнейших в Западной Европе железнодорожных корпораций SJ Group шведская компания SJ International AB. Имеющая конторы во всех крупнейших европейских столицах компания SJ тесно сотрудничает с германской государственной железнодорожной компанией Deutsche Bahn и прочими крупными европейскими компаниями. В 1999 году дивизион по перевозке грузов SJ Cargo перевез 53 млн. тонн грузов, оборот составил 6,5 млрд. SEK.

Кроме того, у RER имеется стратегический партнер — крупная британская инженерно-техническая компания Serco с широкими международными деловыми связями. В компании 27000 сотрудников в более чем 30 странах, в число клиентов входят крупнейшие транснациональные компании. С января 1999 года по октябрь 2000 года котирующиеся на Лондонской фондовой бирже акции Serco поднялись в цене более чем в 2 раза.

Учредители RER сразу заявили, что предприятие открыто для новых инвесторов и сформировано таким образом, чтобы ни у одного из акционеров не было свыше 10% акций, благодаря чему исключается возможность блокирования тех или иных решений одним из акционеров. Одной из целей вошедшие в долю крупнейшие эстонские предприниматели, по их словам, ставили перед собой сохранить контроль над стратегически важным для Эстонии инфраструктурным предприятием в руках национального капитала. В отличие от скрытных конкурентов, они охотно рекламировали себя и свои планы.

Благодаря чему общественность еще в прошлом году узнала, что бизнес-план RER предполагает в ближайшие 10 лет рост нетто-оборота ЭЖД на 6,7% — до 3,5 млрд. крон в год. Без изменения в это же десятилетие тарифов на услуги ЭЖД, за счет оптимизации расходов и внедрения самых современных технологий RER рассчитывалось увеличить прибыль ЭЖД со 150 до 800 млн. крон.

В общей сумме RER предполагало вложить за десятилетие в ЭЖД 7 млрд. крон (В течение пяти лет BRS пообещала инвестировать 5 млрд. крон, а в последующие десять лет еще 4,7 млрд. крон). Из них 4,9 млрд. должны были пойти на развитие инфраструктуры, 1,3 млрд. — на обновление подвижного состава. Бизнес-план также включал возможность строительства железнодорожной линии на Палдиски в обход Таллинна.

Не берусь судить, сумело бы RER реализовать свои идеи так, как это изложено в бизнес-плане. Однако план не включает в себя ничего фантастического. Кроме того, у RER есть потенциал для претворения его в жизнь, и есть прямая заинтересованность в развитии дороги, поскольку многие из фирм объединения сами пользуются ее услугами. Да и акционерный капитал внушает уважение.

Возможно, эксперты ЭПА имеют основания считать, что бизнес-план RER недостаточно хорош, нуждается в корректировке. Так ведь для этого существуют переговоры. Но говорить с соучредителями RER, похоже, не хотят. Наверное, поэтому председатель правления RER Райн Тамм еще до подписания договора ЭПА с BRS заявил о том, что компания, скорее всего, откажется от дальнейшей борьбы ввиду ее бесперспективности.

Поделиться
Комментарии