Во-первых, авторы обращения Народного союза реферируют, а не цитируют, и не оригинал, а пересказы слов президента в СМИ. Потому упреки не совсем точны по смыслу.

Во-вторых, публикация "запоздалого" интервью (осень прошлого года), причем "случайно", сразу после празднования 90-летия независимости Эстонии, наводит на мысль о спланированной Би-Би-Си, а возможно и совместно с эстонской стороной, замысловатой пропагандистской акции, направленной на сознательное усиление противостояния между эстонцами и русскими, а значит и напряжения в отношениях между Эстонией и Россией. Поэтому властям вся эта шумиха, что с гуся вода.

На нас смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Вот свежий пример. В последней передаче ЭТВ "Форум" обсуждался вопрос: "Хорошо ли жить в Эстонии?" и естественно, как всегда, за столом не было представителя неэстонцев. Даже на обсуждение проблемы Бронзового солдата, не то что "Ночной дозор", даже ветеранов не приглашали.

В третьих, критика высказывания Президента ЭР, прежде всего, обусловлена партийно-политическими установками и интересами. Отсюда и лицемерные недоумения эстонских политиков по поводу высказывания Тоомаса Хендрика Ильвеса. Парламентарий Марко Михкельсон наивно полагает, что президент оплошал.

Так или не так, но, прежде всего, глава государства озвучил суть "русской политики", то есть негативное отношение к России и местным русским. И что тут нового, это — повседневность! Вот свежие примеры. Эстонские СМИ не заметили 225-летия всемирно известного Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Зато показывать сериалы о "криминальной" России — всегда, пожалуйста. А газета "Постимеэс" (для русских) совсем размечталась — о фашизации России.

Но, что самое главное, Президент ЭР признал и оправдал то, о чем не принято говорить — о системном и целенаправленном ущемлении прав местных русских — их отторжении на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни нашей страны. В 2002 году это признала Комиссия ООН по расизму.

То есть, если и оплошал г-н Ильвес, так только в том, что сказал вслух о том, что уже многие годы держат в уме и реализуют в делах эстонская политическая элита и все общество.

Поэтому требование извинений за словесный пассаж главы нашего государства — это, кстати, к большой радости власти — всего лишь имитация обид русской общины.

Ведь русских политиков и т.н. русские партии, а также и русскую общественность никак не взволновали бесстыдное, и необоснованное закрытие Пушкинской гимназии в Тарту, и начало реформы русской гимназии (читай: эстонизации русского образования) — перевод на частичное (пока) обучение на эстонском языке. Кто-нибудь из русских общественных деятелей взволновался по поводу того, что % имеющих высшее образование среди русской молодежи Таллина в два раза ниже, чем у эстонских сверстников? А в 1990 этот показатель был одинаковый! И это в столице!

Русская общественность спокойно восприняла хамское изгнание художественного руководителя Русского театра Чумаченко. Сегодня директор и председатель совета этого театра — эстонцы. Можно себе представить такое, но в эстонском театре? Это — свидетельство не только беспардонности власти, но и холопства русской общины. Остается только ждать, что скоро и русские актеры будет заменены эстонскими. И, думается, что не так уж и циничен Каарел Таранд — редактор газеты Sirp, когда он предложил закрыть Русский театр.

Вообще, мало кого волнует, что наметилось засилье эстонских чиновников и управленцев далеко не только в Русском театре, но и в русских гимназиях, школах, детсадах, клубах, не говоря про властные структуры всех уровней, в том числе и в местах компактного проживания русских или регионах с явным преобладанием русского населения.

Русская и эстонская общественность проглотили и неслыханное по цинизму празднование на высшем европейском уровне присоединения Эстонии к Шенгену. Оно состоялось в D-терминале Таллинского морского порта — там, где в апрельские ночи 2007 года эстонская полиция садистски расправлялась с мирными жителями. Или кто-нибудь помнит русских политиков или партии, которые посмели бы публично выразить протест по поводу кощунственного перезахоронения останков советских воинов и нецивилизованного переноса Бронзового солдата, хотя недовольство этим социологам высказало более 90% неэстонцев?

Если уж и требовать извинений, так за все многолетние мытарства неэстонской части населения, которое не по своей вине стало заложником и жертвой неизбежного брутального восстановления независимости. А заодно потребовать у властей устранения сложившегося с годами глубокого межэтнического неравноправия (не о равенстве речь!).

Если на это не хватает духу, то надо признать, что после драки кулаками не машут, что глупо сотрясать воздух требованиями извиниться за оскорбительные, и, конечно, не самые умные слова Президента. Цивилизованный глава государства извинился бы сразу и сам. Если же наша власть считает себя цивилизованной, то за кого же она тогда держит местных русских?

В таком случае смешно, когда рабы требуют извинений от своего хозяина.

Поделиться
Комментарии